Анализ объемов производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Анализ объемов производства и продаж ассортимента и качества продукции ИТОГ.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

2. Коэффициент ритмичности  определяется путем суммирования  фактических удельных весов выпуска  за каждый период, но не более  планового их уровня.

Также для оценки ритмичности  производства на предприятии И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева [25, с. 114] предлагают рассчитать коэффициент аритмичности и коэффициент вариации. 

Коэффициент аритмичности равен:

 

Карит = 1 – Крит      (1.1),

 

где Карит – коэффициент аритмичности;

Крит – коэффициент ритмичности.

Коэффициент вариации равен:

 

 

(1.2.),

где Кв – коэффициент вариации;

-         – квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

-     п  – число периодов;

-          -среднедекадное задание по графику.

В процессе анализа необходимо также подсчитать упущенные возможности  предприятия по изменению объема производства товаров в связи  с неритмичной работой. Для этого  авторы Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В. и Ушвицкий Л.И [1, с. 197] используют:

- разность между плановым и засчитанным объемом производства;

- разность между фактическим  и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего  среднесуточного (среднедекадного)  объема.

В заключение анализа  разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Причины аритмичности, по мнению Савицкой Г.В. [21, с. 122], могут быть внутренними и внешними. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др.

Таким образом, при изучении деятельности предприятия анализ ритмичности  играет огромную роль.

Анализ положения товаров  на рынках сбыта имеет также большое  значение. От рынков сбыта зависят  объем продаж, средний уровень  цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. Г.В. Савицкая [22, с. 12] для анализа положения товаров на рынках сбыта предлагает все товары разделить на 4 категории:

1) «звезды» – приносят основную прибыль предприятию;

2) «дойные коровы» – в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль;

3) «трудные дети» – новые товары, нуждающиеся в рекламе, не приносят пока прибыли;

4) «мертвый груз» или  «неудачники» – нежизнеспособные товары.

Такая группировка продукции  предприятия позволит выбрать правильную стратегию. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных  конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, технологию производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

Под конкурентоспособностью Г.В. Савицкая [22, с. 16] понимает характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка способности  товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Анализа конкурентоспособности  товаров Г.В. Савицкая [22, с. 17] предлагает проводить путем расчета единичных, групповых, интегральных показателей.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта- конкурента, принимаемого за 100%:

 

g=Р/Рк*100            (1.3.),

 

где g – единичные показатель;

Р – технический или экономический параметр;

Рк – параметра продукта- конкурента.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определяемых экспертным путем:

 

G = Уаgi,,        (1.4),

 

где G – групповой показатель;

аiвесовой коэффициент;

giединичный показатель.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:

 

I = GТ / GЭ,      (1.5.),

 

где I – Интегральный показатель;

GТ – групповой показатель по техническим параметрам;

GЭ – групповой показатель по экономическим параметрам.

Если I < 1, то анализируемое  изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец  или изделие конкурента по своим  параметрам.

В результате сравнения  дается одно из следующих заключений:

- продукция конкурентоспособна  на данном рынке в сравниваемом  классе изделий;

- продукция обладает  низкой конкурентоспособностью  в сравниваемом классе изделий  на данном рынке;

- продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется  выводами о преимуществах и недостатках  оцениваемой продукции по сравнению  с аналогами, а также предложениями  о мерах, которые должны быть приняты  для улучшения положения ее на рынке.

Таким образом, проведя  содержательный анализ литературных источников, я пришла к выводу о том, что  на сегодняшний день существует множество  различных методик анализа объемов  производства и продаж продукции. На мой взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой. Именно с помощью такого подхода можно провести развернутый комплексный анализ объема производства и объема продаж продукции.

1.3. Анализ  динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции

 

Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и  объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует  конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

В экономической литературе наблюдается тождественность в  области методики анализа объемов  производства и продаж продукции. По мнению ряда авторов, таких как Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.И. Алексеева [21, с.104; 14, с.185; 5, с.118; 1,с.176], анализ объемов производства и продаж продукции начинают с изучения их динамики и степени выполнения плана. При этом рассчитывают абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, проценты выполнения плана за период.

Анализ выполнения плана  производства и продаж товаров проводится в целях оценки качества планирования, а также для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели. Анализ проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия приводит к уменьшениям выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности предприятия, но на работу торговых предприятий, транспортных организаций  и т. д. Огромное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Процент выполнения договорных обязательств Н.П. Любушин [14, с. 193] предлагает рассчитать по следующей формуле:

 

Кп = Nвп/Nпл*100%,      (1.6.),

 

где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств;

Nвп – объем продукции,  зачтенный в выполнение плана  по договорам;

Nпл – плановый объем  продукции по договорам.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Согласно точке зрения Войтоловского Н.В. [5,с. 125] причины, повлиявшие на недовыполнение плана, делятся на внутренние и внешние.

Внутренние причины.

1. Причины, связанные  с отделом снабжения:

- несвоевременное оформление заявок;

- несвоевременный завоз  материалов, комплектующих изделий  и полуфабрикатов.

2. Причины, связанные  с производством:

- производственный брак;

- простои оборудования;

- недостаток энергии;

- нехватка рабочей  силы;

- отсутствие основных  и вспомогательных материалов.

3. Причины, связанные  с работой отдела сбыта:

- недостаток складских  помещений;

- возврат продукции;

- слабая механизация  погрузочно-разгрузочных работ;

- неправильная маркировка  тары;

- нарушение сроков  оформления документов на отгрузку;

- несвоевременное согласование замены поставок.

К внешним причинам относятся:

- изменение плана поставок;

- изменение состава  покупателей;

- несвоевременная выдача  нарядов на отгрузку;

- отказ покупателя  от продукции;

- низкое качество поставленных  материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

- отказ от поставок  материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий;

- не выделение автомобильного  и железнодорожного транспорта  в соответствии с планом.

В процессе анализа производства и реализации продукции, по мнению Г.В. Савицкой и И.Н. Чуева, необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Чтобы оценить риск невостребованности продукции, необходимо проанализировать динамику остатков нереализованной  продукции. В случае увеличения остатков нереализованной продукции по изделиям, спрос на которые снизился, необходимо принимать меры по недопущению убытков или их уменьшению. С целью снижения потерь (убытков) необходимо осуществить дополнительные финансовые затраты на рекламу, упаковку, расфасовку и т.д. В противном случае хозяйствующий субъект будет иметь прямой ущерб в размере фактических затрат на производство и хранение.

Таким образом, от объёма производства и продажи товаров  зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ данных показателей имеет огромное значение.

1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Согласно точке зрения И.Н. Чуева [25,с. 97], ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Информация о работе Анализ объемов производства и продаж