Анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на Основании фирмы ИП Квеквенция НК а так же предложение мероприятий по совершенствованию.
Задачи работы:
-изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;
-дать методологическую оценку конкурентоспособности товара на рынке;
-разработать практическую программу по конкурентоспособности товара.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………………......3
Основы изучения конкурентоспособности продукции.................................5
Понятие и сущность конкурентоспособности………………..........5
Основы оценки конкурентоспособности продукции……...............8
Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.........19
Анализ конкурентоспособности продукции ИП Квеквенция НК……......28
Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей его деятельности за два года................................28
Оценка конкурентоспособности продукции..................................30
Разработка направлений повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................42
Заключение…….....................................................................................................47
Библиографический список………….....

Файлы: 1 файл

курсовая АФХД - копия.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

                Федеральное государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

                  «Омский колледж торговли, экономики  и сервиса».

 

 

 

Дисциплина:

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности

 

                             

 

Курсовая  работа

 

на тему:

 

 

 

Анализ конкурентоспособности  продукции

 

 

Выполнила: студентка гр. 349Б

Специальность 080110 Экономика

 и бухгалтерский  учет

Топорова Наталья  Андреевна

Руководитель: преподаватель

Аронова Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

2011

Оглавление

Введение….……………………………………………………………………......3

  1. Основы изучения конкурентоспособности продукции.................................5
    1. Понятие и сущность конкурентоспособности………………..........5
    2. Основы оценки конкурентоспособности продукции……...............8
    3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг.........19
  2. Анализ конкурентоспособности продукции ИП Квеквенция НК……......28
    1. Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей его деятельности за два года................................28
    2. Оценка конкурентоспособности продукции..................................30
    3. Разработка направлений повышения конкурентоспособности продукции...............................................................................................................42

Заключение…….....................................................................................................47

Библиографический список…………..................................................................50

Приложения...........................................................................................................52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном  этапе развития экономики всё  больше внимания уделяется повышению  конкурентных возможностей предприятия. Многие предприятия в процессе постепенного развития и становления непрерывно развивают способность к конкуренции. Хозяйствующим субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов рыночного хозяйства овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Товар - главный  объект на рынке. Он имеет стоимость  и потребительную стоимость (или  ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность – концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.         

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме  того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Поэтому тема курсовой работы актуальна в наши дни.

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность  продукции на Основании фирмы ИП Квеквенция НК а так же предложение мероприятий по совершенствованию.

Задачи работы:

-изучить теоретическую основу понятия «конкурентности товара»;

-дать методологическую  оценку конкурентоспособности товара  на рынке;

-разработать  практическую программу по конкурентоспособности  товара.

Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия  и пути её повышения.

Объектом  исследования является – корпусная мебель фирмы ИП Квеквенция НК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы изучения конкурентоспособности продукции
    1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности [2, с. 67]. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Обычно под  конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

- определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- нормативным  (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

Качество  продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. [2, с. 58]

Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Важные следствия:

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель  — главный оценщик товара. А  это приводит к очень важной  в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется  своим" покупателем. Поэтому  изначально неправомерна идея  о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.  Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. [10, с.213]

Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

- понимание  нужд потребителя и тенденции  их развития;

- знание поведения  и возможностей конкурентов; 

- знание состояния и тенденций развития рынка;

- знание окружающей  среды и ее тенденций; 

- умение создать  такой товар и так довести  его до потребителя, чтобы

потребитель предпочел  его товару конкурента. [3, с. 74]

 

1.2. Основы оценки  конкурентоспособности продукции

 

Оценка конкурентоспособности товара - расчет способности продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. [3, с.74]

Успешность  функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, тремя необходимыми элементами:

- свойствами  данного товара,

- свойствами  конкурирующих товаров,

- особенностями  потребителей. [12]

В любой отрасли  экономики - неважно, действует она  только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

угрозой появления  новых конкурентов;

угрозой появления  товаров или услуг - заменителей;

способностью  поставщиков комплектующих изделий  и т.д. торговаться;

способностью  покупателей торговаться;

соперничеством  уже имеющихся конкурентов между собой.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными  преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более  низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность  фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Развивая эту позицию, определяются свойства и причины конкурентоспособности товаров на международных рынках. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции