Анализ конкурентоспособности организации /продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………….........................5
I. Общетеоретические основы оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………………....5
1.1. Значение и информационное обеспечение анализа конкурентоспособности.…………………………………...……5
1.2. Методики оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………...10
II. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации / продукции, на примере ООО «АгроТрансАвто»..…………………..16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников..……………………………………….…23

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 178.61 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность_______080100.02(сокр.) _______________________________________

 

Кафедра __Экономики и бухгалтерского учета________________________

 

 

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                                 Заведующий кафедрой

                                                                                                ___________________.___

                                                                                                                                                      (Подпись,  Фамилия, инициалы)

                                                                                                «___»____________2015   г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По  дисциплине : «КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

на тему :     __ Анализ конкурентоспособности организации /продукции

 

шифр ___12-728__________

 

 

 

Студент                       ________________ __Демидова И.В.___   ___3ЭЭ-3с_____       

                                                                           (Подпись, дата)                    (Фамилия, инициалы)                                 (группа)                      

Руководитель             ________________        _________________    _______________

                                                                           (Подпись)                                   (Дата)                                      (Фамилия, инициалы)

 

Работа защищена     ________________     _________________________________

                                                                               (Дата)                                                      (Оценка)

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ – 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………….........................5

    1. Общетеоретические основы оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………………....5
      1. Значение и информационное обеспечение анализа конкурентоспособности.…………………………………...……5
      2. Методики оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………...10
    2. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации / продукции, на примере ООО «АгроТрансАвто»..…………………..16

Заключение ………………………………………………………………………20

Список использованных источников..……………………………………….…23

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней.

Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах: 
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам; 
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии; 
- активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов; 
    Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.

Объектом исследования данной работы является понятие конкурентоспособность предприятия и товара.

Цель курсовой работы - раскрыть актуальность проблемы конкурентоспособности предприятий и товаров, изучить факторы и резервы конкурентоспособности предприятия, рассмотреть оценку конкурентоспособности предприятия и товара, методы и стратегии для обеспечения конкурентоспособности товаров.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОДУКЦИИ
    1. Значение и информационное обеспечение анализа конкурентоспособности

Понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах – на уровне предприятия в целом, на уровне производства и на уровне продукции. Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из уровней.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия сохранять устойчивое положение на рынке товаров, услуг и.т.п. Является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики.

Конкурентоспособность производственного комплекса или отдельных его видов является интегральной мерой общего потенциала производственной системы предприятия, характеризующей ее во всех основных срезах – научно-техническом, финансово-экономическом, кадровом, производственно-технологическом.

Обеспечение привлекательности инвесторов и доверия в сфере производства продукции предприятия возможно только при наличии конкурентоспособного производственного комплекса, или отдельных его видов, инвестиции в которые - способы качественно повысить параметры сферы бизнеса, общий и инновационный потенциал предприятия.

Отдельного внимания заслуживает оценка влияния издержек производственного комплекса, длительности цикла строительства, обеспечения качества промышленной продукции и других факторов на конкурентоспособность производственного комплекса или отдельных его видов. Не исключена возможность достижения конкурентоспособного уровня только отдельных видов производств, исходя из специфических условий предприятия.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Под угрозой вытеснения с рынка, производитель непрестанно занимается системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. 
    Качество — авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством на фирме — становятся альфой и омегой для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.  
    Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила весь мир, будь то европейские, американские или азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основная конкуренция между фирмами.   Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.  
    Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнана классификация десяти групп свойств и соответственно показателей.  
Совокупность следующих показателей формирует качество продукции:

1) показатели  назначения; 
2) показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия; 
3) показатели технологичности; 
4) показатели стандартизации и унификации; 
5) эргономические показатели; 
6) показатели транспортабельности; 
7) патентно-правовые показатели; 
8) экологические показатели.

Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия.    Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.  
   Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука — квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т.е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат. Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции.    Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 
Управление качеством — действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. 
   Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли. 
    Управление качеством продукции должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. 
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации /продукции