Анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Чтобы дать общее представление о роли конкурентоспособности товара необходимо дать определение конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………………...……3
Глава 1. Политика управления конкурентоспособностью………….……………....5
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности ……………………….…….……..5
1.2 Система показателей конкурентоспособности ………….………………...……17
1.3 Методы оценки конкурентоспособности ……….………...………………...…..25
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..……....…31
2.1 Решение практического задания…………………………………...…………….31
2.2 Годовая отчетность для выполнения курсовой работы………………….……..66
Заключение ……………………………..…………………………..……....….................81
Список использованных источников и литературы ..……….………..……….…...83

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭАХД.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет экономики  и права

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

                                           Допустить к защите

Зав.кафедрой________________________

«_____» ____________________2012 г.

Курсовая работа по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности

Тема: «Анализ конкурентоспособности продукции»

 

 

 

Фалалеевой Марии Андреевны

 

Студентки курса БУ-44, группы БУ-441

Специальность: 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 Руководитель:

Прокопьева Ю.В.

                                                         кандидат экономических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

Оглавление 

 

  С.

Введение…………………………………………………………..…………………...……3

Глава 1.  Политика управления конкурентоспособностью………….……………....5

       1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности ……………………….…….……..5

      1.2 Система показателей конкурентоспособности ………….………………...……17

      1.3 Методы оценки конкурентоспособности ……….………...………………...…..25

Глава 2.  Практическая часть………………………………………………..……....…31

      2.1 Решение практического задания…………………………………...…………….31

       2.2 Годовая отчетность для выполнения курсовой работы………………….……..66

Заключение ……………………………..…………………………..……....….................81

Список использованных источников и литературы ..……….………..……….…...83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Решающий фактор коммерческого  успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Чтобы дать общее представление о роли конкурентоспособности товара необходимо дать определение конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Конкурентоспособность товара:

  • совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами - конкурентами в удовлетворении конкретной потребности;
  • способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов;
  • отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления);
  • важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.

 Актуальность темы. Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью конкурентоспособности товара.

Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок  времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то конкурентоспособность товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

Цель курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ анализа конкурентоспособности продукции, его сущности и методик оценки, действующих на современном этапе, в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность  конкурентоспособности;

- изучить и этапы  формирования конкурентоспособности

- изучить существующие  методики оценки конкурентоспособности.

Задачи.  Цель курсовой работы осуществляется в следующих  задачах:

  • ознакомления с понятием и факторами конкурентоспособности;
  • рассмотрения системы показателей конкурентоспособности;
  • раскрытия методов оценки конкурентоспособности;
  • решения практических заданий.

          Объектом исследования является  анализ конкурентоспособности продукции.

           Предметом исследования являются особенности техники проведения анализа конкурентоспособности продукции.

            Данная курсовая работа выполнена на основе нормативных документов по бухгалтерскому учету, стандартов по бухгалтерскому учету, основных источников трудов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Политика управления конкурентоспособностью

 

       1.1 Понятие  и факторы конкурентоспособности

 

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются

именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара1.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный  оценщик товара. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю,

чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности

психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно  и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

  • понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

         Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг, представлены на рисунке 1:

  • качество товаров и услуг;
  • цена товаров и услуг;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • доступность источников финансирования;

            Рис. 2. Схема факторов, определяющих конкурентоспособность товаров и услуг

           Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

           Различают качества товара:

  • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
  • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
  • символические: статус, престиж, класс;
  • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного  товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции