Анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Чтобы дать общее представление о роли конкурентоспособности товара необходимо дать определение конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………………...……3
Глава 1. Политика управления конкурентоспособностью………….……………....5
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности ……………………….…….……..5
1.2 Система показателей конкурентоспособности ………….………………...……17
1.3 Методы оценки конкурентоспособности ……….………...………………...…..25
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..……....…31
2.1 Решение практического задания…………………………………...…………….31
2.2 Годовая отчетность для выполнения курсовой работы………………….……..66
Заключение ……………………………..…………………………..……....….................81
Список использованных источников и литературы ..……….………..……….…...83

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭАХД.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

            Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров осуществляется в несколько этапов.

Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества, выбранным на втором этапе.

= ,

= ,

где - единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю, улучшающему качество и увеличивающему конкурентные преимущества;

- единичный индекс конкурентоспособности  по каждому выбранному показателю  качества, снижающему качество и  отражающему слабые стороны товара;

- действительное значение 1-го  показателя качества анализируемого  товара;

- действительное значение показателя  качества базового товара-конкурента;

- коэффициент весомости 1-го  показателя качества.

Расчет группового индекса по показателем (n), улучшающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров ( ), и группового индекса по показателям (m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара ( ).

= = ,

= = .

Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма и .

Q = .

Расчет индекса конкурентоспособности  по ассортиментным характеристикам  товаров, определяющим степень их привлекательности  по сравнению с товаром-конкурентом ( ).

При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого ( ) и базового ( ) товара расчет производится по формуле:

.

При бальной оценке привлекательности  торговой марки и/или страны происхождения и выражаются соответственно в баллах.

Расчет индекса конкурентоспособности  по экономическим показателям (I).

           = ,

где и - цены на анализируемый и базовый товары.

 О возможности выбора одного  из трех видов цен отмечалось  ранее.

Расчет интегрального индекса  конкурентоспособности (IK) анализируемого товара по отношению к базовому:

= ,

где - коэффициент весомости качества;

- коэффициент весомости ассортиментной  характеристики;

- коэффициент весомости цены.

Приведенная формула  расчета интегрального уровня конкурентоспособности отличается от ранее предложенных тем, что в ней степень значимости каждого выбранного показателя конкурентоспособности учитывается путем определения соответствующих коэффициентов весомости.

Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособности нескольких анализируемых товаров могут быть использованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности.

КП = - ,

Можно определить и коэффициент конкурентоспособного преимущества:

= ,

          Коэффициент конкурентного преимущества – относительный показатель, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного анализируемого товара по отношению к другому.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что конкурентоспособность  является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным  показателем. Определить этот показатель для товара можно лишь в сравнении  с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов. В этом заключается одно из отличий интегрального показателя конкурентоспособности от уровня качества, для которого базовыми служат регламентированные нормативными документами показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы оценки конкурентоспособности

 

Оценка конкурентоспособной  продукции отражает соответствующие  функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности)5.

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемого товара с  параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

Где:

gi — единичный параметрический  показатель конкурентоспособности  по i-му параметру;

Пi — величина i-го параметра  для анализируемой продукции;

Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется  полностью;

n — количество анализируемых  параметров.

В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе  дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец.

В случае, когда параметры  товара не имеют физической меры, для  оценки их характеристик применяют  методы балльных оценок.

Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или  снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях  основывается комплексный метод. При  этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

Где:

Imn — групповой показатель  конкурентоспособности по техническим  параметрам;

gi — единичный показатель  конкурентоспособности по i-му техническому  параметру;

Li — весомость i-го  параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

n — число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Где З, З0 — полные затраты  потребителя соответственно по оцениваемой  продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние  суммарные затраты на эксплуатацию товара:

Где:

Т — срок службы;

i — год по порядку.

Смешанный метод позволяет  выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:

Где:

i = 1…n — число параметров  продукции, участвующих в оценке;

j = 1…n — виды продукции;

Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij — конкурентоспособное  значение i-го параметра для j-ой  продукции;

Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет  полностью удовлетворить потребность  показателя;

ẞi = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);

ẞi = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности  продукции (например, вес, габарит, цена и другое).

Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности  одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется  при помощи таблицы сравнения  параметров. По результатам сравнения  одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:

  • товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий.

Вывод о конкурентоспособности  дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также  предложениями мер, необходимых  для принятия с целью улучшения  положения товара на рынке.

По результатам оценки конкурентоспособности товара можно  принять следующие решения:

  • изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;
  • изменить порядок проектирования товара;
  • изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;
  • изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;
  • изменить порядок реализации товара на рынке;
  • изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров;
  • изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков;
  • изменить систему стимулирования поставщиков;
  • изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.

Основой оценка конкурентоспособности  является сравнение характеристик  анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, необходимо решить задачу определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и значимых с точки зрения потребителей.

Параметры оценки конкурентоспособности товара.

Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит  из двух обобщающих групп:

  • параметры качества (технические параметры);
  • экономические параметры.

К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности и условия ее удовлетворения (рисунок 2).

Рис. 2 Схема технических параметров оценки конкурентоспособности товара

Краткая охарактеризация  параметров:

1. Параметры назначения характеризуют область применения товара и функции, которые он предназначен выполнять. По этим параметрам судят о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данного товара в конкретных условиях потребления.

Параметры назначения в  свою очередь делятся на:

  • классификационные параметры, которые характеризуют принадлежность товара к определенному классу. Эти параметры используются для оценки только на этапе выбора области применения товаров-конкурентов;
  • параметры технической эффективности, которые характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции;
  • конструктивные параметры, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве товара.

2. Эргономические параметры характеризуют товар с точки зрения его соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении;

3. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность (рациональная форма, целостная композиция, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида). Эстетические параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают ее внешние свойства, являющиеся для потребителей наиболее важными;

4. Нормативные параметры характеризуют свойства товара, регламентирующиеся обязательными нормами, стандартами и законодательством.

К группе экономических  параметров относятся полные затраты  потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также  условия ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат.

Окончательное решение  по выбору номенклатуры параметров, для  оценки конкурентоспособности, принимается  экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема изучения конкурентоспособности представлена ниже (рисунок 3).

 

       Рис. 3 Схема изучения конкурентоспособности

 

 

 

Глава 2.  Практическая часть

 

2.1 Решение практического  задания

 

                Аналитическая записка по комплексному экономическому анализу финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Сигнал».

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции