Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
-показатели назначения товара,
-показатели надежности,
-показатели технологичности,
-показатели стандартизации и унификации,
-эргономические показатели,
-эстетические показатели,
-показатели транспортабельности,
-патентно-правовые показатели,
-экологические показатели,
-показатели безопасности.

Содержание работы

1. Принципы методологии маркетинговых исследований………….……3
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке…8
2.1 Анализ качества продукции…………………………………….8
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………..15
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

body.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

      Содержание 

  1. Принципы методологии маркетинговых исследований………….……3
  2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке…8
    1. Анализ качества продукции…………………………………….8
    2. Анализ конкурентоспособности продукции…………………..15

Список литературы……………………………………………………….24

 

1. Принципы методологии маркетинговых исследований

 

Маркетинговое исследование является составной частью общей  информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Поэтому маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и Принципах информатики и при его проведении необходимо соблюдать следующие принципы:

• научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;

• системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;

• комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;

• достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;

• объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему и соблюдать осторожность в их интерпретации;

• эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.

В маркетинговом исследовании лучших результатов добивается тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования.

В теории маркетингового исследования существуют две школы (два генеральных направления): сторонники формализации исследования и его результатов, т.е. использования количественных оценок, применения статистических и эконометрических моделей и т.д., и сторонники неформального анализа, качественных оценок.

Так, формализация дает точные и достоверные оценки, обеспечивает учет множества факторов, позволяет прогнозировать развитие на перспективу и т.д., но предполагает достаточно трудоемкий исследовательский процесс, требующий определенных знаний, использования ПЭВМ и специальных прикладных программ, нуждается в сборе статистической информации.

Неформальный подход оперативен, нередко дает вполне надежные оценки, не нуждается в использовании математического аппарата, однако не обладает высокой степенью точности, не всегда объективен, требует большого опыта и высокой квалификации работников. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, представляется сочетание этих направлений в зависимости от целей и конкретной обстановки.

Маркетинговое исследование представляет собой обособившееся  научное направление, сложившееся  на стыке ряда наук. Оно имеет  достаточно сложную методологию, представляющую собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов. Сбор информации целиком подчиняется правилам статистического наблюдения, статистические методы используются в оценках динамики, вариации, структуры рыночных явлений, выявления тенденций и закономерностей; эко-нометрические приемы применяются при моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов, оценке риске и т.п. Без знания социометрии и бихевиоризма трудно изучать поведение потребителей, проводить их анкетирование; необходимость комплексной оценки качества и конкурентоспособности заставляет использовать методы квалиметрии.

Статистика - наука, изучающая массовые явления и процессы, поддающиеся количественному измерению, позволяющая выявлять тенденции и закономерности общественного развития, определять пропорции и оценивать колеблемость. Эконометрия - применение экономико-математических методов анализа, измерение параметров математических выражений, характеризующих определенную социально-экономическую концепцию, моделирование сложных, многомерных процессов и явлений. Достаточно широко в маркетинге используются методы линейного и динамического программирования, приемы теории массового обслуживания (теории очередей), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальной информации о процессах, выходящих за пределы установленных параметров). Социометрия - характеристика структуры и функционирования определенных человеческих групп с помощью количественных оценок. Квалиметрия - методология количественных оценок качества товаров. Бихевиоризм - наука о вкусах и предпочтениях людей, которая помогает разобраться в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на процессы старения и обновления товара и его свойств.

Маркетинговое исследование - сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми стадиями (этапами) маркетинга. На рис. 1.1 показано место маркетингового исследования в процессе маркетинговой деятельности.

Рис. 1.1. Последовательность этапов маркетингового исследования

Методология формализованного маркетингового исследования включает:

1) статистические методы  наблюдения, в частности выборку,  формирование рядов (динамических и распределения), отчетность и торговые переписи, опросы, экспертные оценки;

2) статистические и  эконометрические методы анализа  рынка: абсолютные, средние и относительные величины, группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, методы вариационного, дисперсионного, корреляционного и циклического анализа, методы многомерного анализа (факторного, кластерного и др.) и т.д.;

3) модели риска, основанные  на теориях вероятности и теории  принятии решений; модели товаропотоков  и потоков покупателей, базирующейся  на теории массового обслуживания (теории очередей); модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, логистические модели;

4) методы эвристических  оценок и гибридные, позволяющие  комбинировать детерминированные и вероятностные оценки;

5) методы коммерческого  анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.);

6) методы количественной  оценки качественных явлений (ква-лиметрический анализ).

Известно несколько  типов маркетинговых исследований:

разведочные (поисковые) исследования, предшествующие разработке программы основного исследования; они предпринимаются для сбора предварительной информации, освещающей проблему и позволяющей выдвинуть гипотезы и выбрать соответствующую методику анализа (иногда их совмещают с пробным маркетингом); описательное (дескриптивное) исследование, имеющее целью констатацию реальных фактов, событий, показателей, полученных в результате сбора информации (оно дает руководству материал для размышления и неформальных оценок, позволяющих безотлагательно принять решение);

экспериментальное исследование, которое проводится с целью проверки выдвинутой гипотезы (например, о наличии причинно-следственной связи каких-либо показателей);

казуальное, или аналитическое, исследование, проводимое для выявления и моделирования связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды, и т.д.

 

2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке

 

2.1 Анализ качества продукции

Качество продукции  оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

-показатели назначения  товара,

-показатели надежности,

-показатели технологичности,

-показатели стандартизации  и унификации,

-эргономические показатели,

-эстетические показатели,

-показатели транспортабельности,

-патентно-правовые показатели,

-экологические показатели,

-показатели безопасности.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и обуславливают  область применения продукции. Для  продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Надежность товара - сложное  свойство качества, которое зависит  от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности  товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.

Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность  в течении некоторой наработки  в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности  относятся вероятность безотказной  работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, гарантийная наработка (ГОСТ 27.004-85 Надежность в технике. Системы технологические, термины и определения.).

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность объекта  оценивается коэффициентом готовности (технического использования), который  определяется по формуле:

,

где То- средняя наработка  на отказ восстанавливаемого объекта, час,

Тв- среднее время восстановления объекта после отказа, час.

Сохраняемость свойств  качества объекта характеризует  долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования товара.

В первое время использования  товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное  снижение (ухудшение) показателей качества и чем больше срок службы (применения) товара, тем больше доля его ежегодного снижения.

Долговечность-свойство объекта сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного  состояния при установленной  системе технического обслуживания и ремонта.

К показателям долговечности  объекта относят нормативный  срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, гамма - процентный ресурс, т.е. наработка, в  течении которой объект не достигнет  предельного состояния с заданной вероятностью, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

К основным показателям  технологичности конструкций относятся следующие:

- коэффициент меж проектной  унификации (заимствования) компонентов  конструкций;

- коэффициент унификации  компонентов технологических процессов;

- удельный вес деталей  с механической обработкой;

- коэффициент прогрессивности технологических процессов.

Эти показатели оказывают  непосредственное влияние на массу  изделия, коэффициент использования  материалов, трудоемкость технологической  подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.

Коэффициент блочности  конструкции определяется по формуле:

,

 

где Сбл- стоимость самостоятельных, легко отделимых блоков или агрегатов, выполняющих самостоятельную функцию,

С- себестоимость объекта.

Коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов  конструкции объекта:

,

где Нзаим - количество наименований изделий, деталей, составных частей объекта, заимствованных из других проектов,

Н-общее количество наименований деталей и других составных частей объекта, включая заимствованные и  оригинальные.

Коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов  изготовления объекта:

,

где Нс.т.п.- количество наименований существующих технологических процессов, заимствованных для производства нового объекта,

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке