Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
-показатели назначения товара,
-показатели надежности,
-показатели технологичности,
-показатели стандартизации и унификации,
-эргономические показатели,
-эстетические показатели,
-показатели транспортабельности,
-патентно-правовые показатели,
-экологические показатели,
-показатели безопасности.

Содержание работы

1. Принципы методологии маркетинговых исследований………….……3
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке…8
2.1 Анализ качества продукции…………………………………….8
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………..15
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

body.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Нт.п.- общее количество наименования технологических процессов  изготовления нового объекта, включая  заимствованные и вновь разработанные.

Удельный вес деталей объекта с механической обработкой:

,

где Нмех - количество наименований деталей объекта, трудоемкость механической обработки которых выше 10% полной трудоемкости их изготовления.

Коэффициент прогрессивности  технологических процессов изготовления объекта:

 

где Нпр.т.п.- количество наименований прогрессивных технологических  процессов изготовления объекта, зависит  от программы выпуска предмета труда, возраста технологии и метода изготовления.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации

По сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся  на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

- коэффициент стандартизации  объекта;

- коэффициент повторяемости  составных частей объекта.

Также рассчитываются и  анализируются коэффициенты повторяемости  и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность  композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.

Конструирование современных изделий  должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так  называемого «золотого сечения», при котором соотношение длины  линейных отрезков подчиняется правилу:

.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют  патентную защиту и патентную  чистоту продукции и являются существенным фактором при определении  конкурентоспособности. При определении  патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

К конкретным показателям экологичности товара относятся:

- содержание вредных  примесей (элементы, окислы, металлы)  в продуктах сгорания двигателей  различных машин, оборудования, агрегатов,  комплексов,

- выброс вредных веществ  в воздушный бассейн, воду, почву  (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,

- радиоактивность функционирования  объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием  атомной энергии,

- уровень шума, вибрации  и энергетического воздействия  транспортных средств различного  назначения и других машин  и агрегатов.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных  актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

Показатели безопасности характеризуют особенности использования  продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.

Количественное значение показателей качества продукции  определяется методами:

-экспериментальным, который  базируется на применении технических  средств и дает возможность  оценить наиболее объективно  качество продукции,

-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,

-социологическим, который  основывается на использовании  данных учета и анализа потребителей  продукции,

-экспертных оценок, базирующемся  на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Рассмотренная система  показателей используется для определения  уровня качества, представляющего собой  относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей  качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

Интегральным экономическим  фактором обеспечения качества продукции  является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии отказов от изделий.

Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение  качества и затрат, цена единицы  качества, что можно представить  формулой:

 

,

где Q-качество изделия,

С-затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.

 

2.2 Анализ конкурентоспособности продукции

Для оценки конкурентоспособности  продукции можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести:

·  Модель Розенберга;

·  Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

·  Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;

·  Модель с идеальной точкой;

·  Методика Гребнева.

Графические методы оценки конкурентоспособности включают:

·  Матрица БКГ;

·  Модель "Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции";

·  Построение карт стратегических групп;

·  Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит  из того, что потребители оценивают  товары с точки зрения их пригодности  для удовлетворения своих потребностей.

Она выражается формулой:

Аj = j Iij,

где Аj - субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj - важность мотива для потребителя;

Iij - субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного метода является то, что  каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что  значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

При расчете интегрального  показателя конкурентоспособности  определяют отдельные показатели конкурентоспособности  товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

Qi = ,

где Qi - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi - величина i-го параметра товара;

Pi0 - величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный  индекс конкурентоспособности):

К = ,

где n - число оцениваемых  параметров;

αi - вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе  К приближается к единице, тем  ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий  гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности  конкретного товара его можно  сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 - превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.

При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый  товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей.

Особенность модели с  идеальной точкой заключается в  том, что в нее введена добавочная компонента - идеальная величина характеристики товара:

Qj = k |Bjk - Ik|r,

где Qj - оценка потребителями марки j;

Wk - важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik - идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r - параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар  следует предпочесть другому  в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности  на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности - это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

B0i = ,

где М0 - объем продаж данного товара за определенный период;

М1 - объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что  в данном методе учитывается влияние  различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

Алгоритм расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие  этапы:

1. Разработка на основе  знания рынка и требований  к товару совокупность показателей  его качества.

2. Выбор из этой  совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества).

3. Получение количественных  характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.

4. Формирование модели  эталона, т.е. образца товара  в разрезе выбранных параметров  с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.

5. Разработка количественных  оценок тех же самых параметров  качества по своему изделию  и по изделию конкурентов.

6. Оценка уровня качества  или потребительского эффекта  своего товара и товара конкурентов  по формулам:

К = ,

К = ,

Где n - количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;

n - количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.

7. Расчет цены потребления  своего товара и определение  цены потребления товара конкурента  с учетом отпускной или розничной  цены и эксплуатационных расходов  в период пользования товара.

8. Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  своего товара по формуле:

 

9. Если товар планируется  экспортировать, то необходима проверка  выбранных параметров качества на соответствие интернациональным или национальным стандартам предполагаемого импортера. Если хотя бы один из нормативных параметров не соответствует установленному стандарту, необходимо такое несоответствие устранить.

,

где Пк - произведение всех показателей:

Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке