Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

31. Сословно-представительные  учреждения в странах Западной  Европы.

32. Основные  черты средневекового права в  Западной Европе.

Средние века — это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются  основы будущих национальных правовых систем. Исходный "строительный материал" средневековое право черпало  в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. Затем происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI— XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В XI—XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право" (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом. Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное и варваризированное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI—XII вв. Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.

33. Английская  буржуазная революция и возникновение  буржуазного государства в Англии.

В начале XVII в. Англия была в  большей степени страной буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах - промышленности, торговле, сельском хозяйстве. В стране формируются, основные классы буржуазного общества - буржуазия (промышленная, торговая, финансовая), пролетариат (городской и сельский), фермерство. Дворянство подразделяется на старое дворянство - лендлорды, ведущих свое хозяйство по старинке, и "новое дворянство" - джентри, активно занимающиеся торговой и промышленной деятельностью. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе революции XVII в., которая была последней из ранних буржуазных революций, проходивших под «религиозным знаменем».

В  первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полуабсолютистской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими: а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) «налогообложение через представительство»;

б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской  оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл I Стюарт распустил парламент  и не созывал его до 1640 г.)

в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских  фаворитов (герцог Бэкингем);

г)  распространение законов  военного времени на время мирное, постои армии в домах частных  лиц;

д) ограничения в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);

е) стремление реставрировать ненавистный большинству англичан католицизм;

ж) ориентация династии Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства  континентальной Европы (Францию, Италию) - традиционных торговых соперников Англии.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько  этапов:

1. 1640 - 1642 гг. - мирный, конституционный  этап, когда основные баталии  проходили в парламенте и заключались  в стремлении минимально ограничить  королевскую власть;

2. 1642-1649 гг. - гражданская война  между сторонниками короля и  сторонниками парламента;

3. 1649-1653 - период республики;

4. 1653-1658 - протекторат Кромвеля (военная диктатура);

5. 1660 г. - реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) - возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем - к началу XVIII в. - конституционной, парламентарной монархии).

Английская буржуазная революция  имела ряд особенностей:

а) религиозный характер революции - одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические партии революционного периода (индепенденты, левеллеры и  т.д.), зачастую по-разному относились к тем или иным религиозным  вопросам;

б) относительно небольшое  количество жертв, объясняемое отсутствием  у короля мощной опоры в лице чиновничества  и постоянной армии (даже в ходе гражданской  воины, сопровождавшей "фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, среди  солдат и офицеров);

в) фактическое невмешательство  европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в тридцатилетнюю войну; изолированное островное положение  Англии, сильный флот делал невозможной  иностранную военную интервенцию).

Главными задачами революции  было:

а) установление новой, более  совершенной формы правления (не обязательно республики, учитывающей  интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;

б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве;

в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.

Таким образом, 1660 год был  годом окончания Английской буржуазной революции. Важнейшим ее итогом можно  считать радикальные изменения  в области экономических отношений  — прежде всего с точки зрения форм собственности. Что же касается политической стороны дела, то революция осталась незавершенной.

34. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная  часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения  к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под  латинским названием хабеас корпус).

Полное название закона —  «Акт о лучшем обеспечении свободы  подданного и о предупреждении заточений  за морями» (то есть вне пределов Англии).

Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест  кого-либо другого незаконным, требовать  срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.

 

Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением  тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной  измене или тяжком уголовном преступлении. По получении судебного предписания (мандамуса) хабеас корпус, смотритель обязан был в течение 3—20 дней (в  зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования  закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем  не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных  должников.

Правительству предоставлялось  право приостанавливать действие акта в чрезвычайных случаях, но лишь с  согласия обеих палат парламента и не более, чем на один год. Эта мера практиковалась в очень редких случаях, в Англии и Шотландии она не применялась с 1818 года.

35. Формирование парламентской  монархии в Англии. «Билль о  правах» 1689 г. и «Акт об устроении» 1701 г

Билль о правах 1689 года. Акт  об устроении (1701 г.)

 Строй был закреплен  рядом законодательных актов,  ключевыми из которых являются "Билль о Правах" (1689 года) и  Акт об Устроении (1701 года). Эти  документы стали писанной частью неписаной английской конституции.

 Билль о правах установил: 

1) верховенство парламента  в законодательной сфере. В  частности возможность приостанавливать  действия законов или освобождать  кого-либо от действия законов  (это стала прерогативой парламента)

2) независимость и свободу  парламента как государственного  органа: выборы в парламент должны  проходить свободно и регулярно,  в парламенте обеспечивается  свобода слова, прений, и преследование  за выступление в парламенте  запрещалось 

3) закрепил гражданские  права, в частности, это право  обращаться с петицией к королю, выбирать своих представителей  в палату общин, Билль запретил  применение наказаний непредусмотренных  законом 

4) независимость суда  присяжных 

 Таким образом, Билль  определяет положение парламента  в системе органов государственной  власти. За парламентом закрепляются  широкие полномочия в законодательной  сфере, король наряду с парламентом  участвует в законодательной  деятельности, у короля остается  значительная исполнительная и  судебная власть.

 В 1701 г. принимается еще один важнейший конституционный закон в Англии, который называется Акт об устроении (Закон о престолонаследии). Повод - смерть бездетного Вельгельма.

 Регулировал условия  и порядок престолонаследия и  в этом отношении развивал  ряд положений, уже сформулированных  в Билле прав 1689 г.

 Акт об устроении  устанавливает: 

1) подзаконность королевской  власти: в частности запрет монарху  иметь владения вне Англии, так  же королем могло стать лицо принадлежавшее к англиканской церкви. Был введен принцип контрасигнатуры (скрепление акта главы государства подписью министра). Акты издаваемые королем были действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.

2) данный акт устанавливал  подзаконность власти: правительство  должно действовать исключительно  по законам страны, вводилась  персональная ответственность членов  правительства (через институт  контрасигнатуры).

3) акт устанавливал подконтрольность  судов парламенту: до этого закона  судьи занимали должности пока "это было угодно королю ". Отстранить судей можно было  лишь по решению парламента.

 Таким образом акт устанавливает государственно-политическую систему Англии на основе принципа разделения властей, законодательная власть - парламент, исполнительная - правительство (частично король), судебная власть - система судов отделенная от исполнительной власти.

 К концу 17 (XVII) - началу 18 (XVIII) веков в Англии формируются  основы конституционной монархии.

36. Эволюция  английского государственного строя  в XIII – XIX вв.

37. Избирательные  реформы в Англии в XIX в.

После буржуазной революции  в Англии активным избирательным  правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине  высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в  палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная  реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Вторая избирательная  реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).

Третья избирательная  реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный  ценз был еще более снижен, таким  образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран