Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей

Файлы: 1 файл

Ekzamen_po_istorii_gosudarstva_i_prava_zarubezhn.docx

— 255.39 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе  политико-юридических наук.

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и  метод исследования, которые тесно  соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Понятийная структура объекта  исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся  под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия  людей. Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д. Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований. Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

 

  1. Возникновение государства и права в странах древнего Востока, особенности этого процесса.
  • Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ была с-х община. Крепость общественных, родоплеменных и иных связей тормозила процессы классообразования, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе. Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общественно-родовой организации. По мере выделения над общинных управленческих структур стали складываться и царско-храмовые хозяйства, которыми владели лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм.  цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется  особая категория лиц, назначение которых  только управлять. Эта категория  лиц и монополизирует власть и  объединяется в органы государства. Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в  ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых  налогов. Поэтому государственная  власть монополизировалась наиболее богатой  частью общества – родоплеменная  знать, жречество, военная аристократия.

Первые  ранние цивилизации возникли в долинах  крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье  – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Государства на Древнем Востоке возникли при  низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности  общественного строя древневосточных  государств:

  1. Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.
  2. На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.
  3. Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.
  4. Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием. Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась  на Древнем Востоке.

Эти особенности  общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

 

 

  1. Государственный строй стран древнего Востока (общие черты и особенности).

По форме правления деспотическая  монархия существовала в большинстве  стран Древнего Востока. Вся полнота  гражданской и военной власти была в руках главы государства (Египет – фараон, Вавилон и Ассирия  – царь, Индия – раджа др.). Не смотря на эти отличия их сущность одна: глава государства представлял  верховную законод., испол., суд. власть ничем, даже законом, не ограниченную. В основном власть была наследственной и передавалась старшему сыну. Но были и случаи правления женщины. Правители опирались на чиновничье-бюрократический аппарат, имевший сугубо централизованный характер. Высшие столичные и местные чиновники назначались главой государства и были ответственны перед ним. Составной частью государственного механизма являлся карательный аппарат – вооруженные силы, разведка, полиция и др. Силовые структуры государства были  главной опорой деспотической власти.

Была и определенная специфика: жрецы считали правителя и  его власть божественными по происхождению. Деятельность и личная жизнь главы  государства стран Востока были подвергнуты правовой регламентации.

Нижним срезом политической модели стран Востока  была община. Восточная  община – общественная организация, объединяющая соседей, крестьян, которые  селились, создавая поселок и занимались земледелием, скотоводством и др. на определенной территории.

Восточная община – древнейшая форма  самоуправления. Все вопросы её жизнедеятельности  разреш-сь на общем сходе кр-н. Были выборы в старосты, казначея, смотрителя каналов и др. Для контроля к общине прикреплялись чиновники, которые собирали различную информацию о кр-ах. Чиновники через старост проводили в общине внутр. политику государства.

 

  1. Правовое положение отдельных категорий населения стран древнего Востока.

древневавилонское общество подобно  египетскому здесь светская и  церковная знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов и торговцев, наконец, разные категории рабов.

. Есть разделение свободных людей на две категории. Одни назывались «сынами мужа» — авилум, что должно было подчеркивать их свободное полноправное состояние; другие — мушкенум («бить челом»).

Различия в положении авилум и мушкенум не совсем обычны. Мушкенум выступает как полноправный гражданин; но при наказании за обиду, причинение вреда или увечья в привилегированном положении оказывается авилум; его защищает и более крупный штраф, и иное, более суровое наказание,  угрожающие обидчику.

Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Это главным образом мирное население, становившееся по обычаям того времени полной собственностью захватчика. Рабами становились и дети, родившиеся от раба и рабыни.

Положение крестьян было тяжелым. Они  выступают закладывающими свои земельные  участки, а также жен и детей; продающими своих детей за деньги; арендующими чужую землю продающими земельные участки, сады, скот;

Рабов имели все состоятельные  элементы вавилонского общества, включая разбогатевших общинников и ремесленников. Сельские общины имели их в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в царском и храмовых хозяйствах.

Особую группу рабов составляли неоплатные должники — граждане, которые, взяв долг, не смогли выплатить его  в положенный срок. По законам Вавилона они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет.

Индия

Существовали особые «сословия» — варны. Их было четыре. Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов — брахманов. Ко второй принадлежала вся военная знать. Это кшатрии. Обе эти варны составляли  господствующий   класс.

По официальным представлениям брахиан — высший из людей. Кшатрии— это светская аристократия. Из ее среды выходили цари, военачальники, сановники. Фактическое господство в обществе и государстве находилось скорее всего в их руках (а не у брахманов).

Две другие варны — непривилегированные. Принадлежавшие к третьей варне вайшьи были крестьянами, ремесленниками,  торговцами.

Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество. Он не был свободен. Шудру можно продавать и покупать. В ряде отношений положение раба (даса) немногим отличалось от положения шудры. Судя по «Артхашастре», раб, так же как и шудра, мог иметь семью, имущество, наследовать после отца, требовать освобождения за плату. Но как член варны шудра на ступень выше раба.

 

 

 

  1. Правовое регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи.

Первая кодификация законов  Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не т дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были- созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан, под рельефом,  который помещен  наверху, на лицевой(Стороне столба, л изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашём - покровителем суда. 
Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не'' 
имеют религиозного и морализирующего элементов.   Текст сборника состоит из трех частей:  введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги (Передали ему царство для того, "чтобы"сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;  282 статьи законов; обширное заключение.г    Источниками при составлении сборника послужили;  обычное право;•   шумерские судебники;   новое законодательство, 2. При царе Хаммурапи частая собственность на землю достигла наивысшего уровня развития;' В Вавилоне существовали следующие виды земельной 
собственности.  царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь."   С-развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому  
земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и  наемных рабочих, мелкие землевладельцы, обрабатывали  свою землю сами.

Законодательству Хаммурапи  известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены;  поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма; помещений, домашних животных, судов повозок, рабов. Уста на вливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найми нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.- Законы подсобно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;  ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной Собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями":.продажа ценных предметов, (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог' быть только собственник вещи; "продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

 

  1. Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи.

Брак заключался па основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла имен, свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми, Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую и законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавай, их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование  по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. И качестве наследников выступали: дети; .усыновленные   дети   (Законы   Хаммурапи   разрешаю! усыновление детей); .   внуки;  дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"