Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей

Файлы: 1 файл

Ekzamen_po_istorii_gosudarstva_i_prava_zarubezhn.docx

— 255.39 Кб (Скачать файл)

 

  1. Государственный строй Римской республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магиараууры.   Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные. Главную роль играли центуриатные собрании, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине Ш в. до и. э. с расширением пределов государства и увеличением .числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество цетурий -по 70, а общее число цетурий было доведено до 373. 13 компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики   (консулов,   преторов,   цензоров),   объявление войны и рассмотрение жалоб на - приговоры к смертной казни. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей  триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские.  Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов,   эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. получили право принятия  законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. 2. Важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, т.е сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от поли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, 'в его полномочия входили функции: законодательные он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; финансовые - в распоряжении .сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; по общестенной безопасности, благоустройству и религиозному культу, . внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командуют, ими армиями. 3. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на: ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.; экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался но предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриэтными или трибутными собраниями; срочность- один год (за исключением диктатора); коллегиальность; безвозмездность; ответственность.

 

  1. Кризис Римской республики и переход к монархии. Государственный строй Римской империи.

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской  империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века". Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседей. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть_ императора была признана абсолютной и '   божественной, сам император - государем и господином. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в подчинении императора. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят 1    форму, их наделяют привилегиями, назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части. Гражданская власть наместников была отделена от военной. 4.При сыновьях императора Феодосия I в 395г..произошло разделение Римской империи: Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Однако сверг римского императора Рому-ла-Аи1устула и занял его место; Восточная Римская империя (Константинополь); существовала около 1000 лет под названием Византии. Кризис Римской республики проявлялся в 3 видах войн:

  1. Восстание рабов (например, восстание Спартака). Та трудность, с которой были подавлены эти восстания, показала неэффективность республиканской формы правления.
  2. Войны союзнические. Значительную часть римской армии составляли латины – союзники и иные италийские племена. В ходе этих войн союзники добились права гражданства, что в несколько раз увеличило состав граждан.
  3. Войны гражданские. Внутри самой римской общины.

 

Государственный строй.

    Республиканские учреждения сохраняются  и в первые века существования  империиСо временем  глава государства стал именоваться императором.

Постепенно  власть императоров усиливается. К  концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце Ш в. монархия утверждается в чистом виде.

Период  империи принято делить на два  этапа:

принципат (I в. до н.э, — III в, н.э.), от "принцепс- 
сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил 
от сената основатель империи Октавиан Август,  поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

доминат (Ш—V вв.), от "доминус" — господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

 

 

  1. Законы XII таблиц и дальнейшее развитие источников римского права.

Законы двенадцати таблиц были созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12деревянныхдосках—таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима — Форуме. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом. . Со времен Законов XII таблиц римское право подразделяло собственность на два типа: к одному типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первого типа требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципаций; ко другому типу относились все прочие вещи, которые переходили от владельца к владельцу посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором, — так называемой традиции. Действительность договора обусловливалась: согласием сторон и его соответствием закону. Договоры делились на четыре группы: вербальные договоры; литеральные; реальные; консенсуальные. Устный договор был древнейшей формой договора, на основе которого заключались различные сделки. Литеральные договоры носили письмен ный характер. Реальные договоры отличались тем, что права и обязанности в договоре возникали с момента передачи вещи. К ним относились договоры хранения, займа, ссуды. В консенсуальном договоре права, обязанности, ответственность наступают немедленно при заключении договора. Древнему Риму известны три формы брака: брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа; брак в форме покупки невесты; 3) брак сине Ману — без власти мужа. 
Наследственное право различало такие очереди, как дети, внуки, братья наследодателя, его 
дядя и племянники, а далее все кровные родственники. Существовали следующие виды преступлений: государственные преступления; религиозные преступления; воинские преступления; преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности; преступления против личности; преступления против собственности. Происходит резкое увеличение видов наказаний, включая: каторжные работы на рудниках, отдача в гладиаторы; различные виды ссылок; телесные наказания по некоторым видам предусматривались. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистром-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.

 

  1. Правовое положение физических лиц в  в Древнем Риме.

К физическим лицам причисляется всякий индивид, которому право разрешает  осуществление предоставленных  ему публичных и частноправовых интересов и исполнение обязанностей. Римское гражданство. Приобреталось  путем рождения от римлян, отпущение  на свободу из рабства, дарование  римского гражданства иностранцу. Правоспособность римлян в области частного права  слагалось из двух основных элементов. Право вступать в брак. Право торговать  и совершать сделки. Деление римлян на свободнорожденных и вольноотпущенных (находились в зависимости). Неравенство  в сословиях – сенаторы, всадники, военное сословие, декурионы, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сословия давали о себе знать в области налогообложения, в публичном праве. Не допускался брак м/у сенатором и вольноотпущенным. Дееспособность и ее ограничение (по возрасту). До определенного возраста человек не мог жениться и заключать сделки. Недееспособность – душевнобольных; ограничивалась дееспособность расточителей. Ограничение женщин. Обстоятельства, отражавшиеся на правовом положении – умаление чести. В Риме существовал многочисленный класс людей – рабы, которые были не субъектами, а объектами права. Полная правоспособность слагалась из 3х элементов: 1) состояние свободы; 2) состояние гражданства; 3) семейное состояние.

 

  1. Право квиритской собственности по Законам XII таблиц. Правомочия  собственника. Защита права собственности.

Важной чертой римского  права  собственности  было  под  подразделение  вещей  на два типа –  res  mancipi  и res  nec  mancipi.   К первому типу относилась земля,  рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности.  Ко  второму типу  относились  все прочие  вещи,  обладание которыми могло быть индивидуализировано.  Для отчуждения вещей первой категории-продажи,  мены, дарения и пр.  - требовалось соблюдение формальностей,  носивших название  манципации.  Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на  приобретенную вещь.  Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на  вещь. Уплаты  денег без манципации  было  еще недостаточно,  как   видим,   для возникновения права собственности.  Следует еще сказать, что передача  манципируемой  вещи  происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами  и медью. Формальности   же  служили запоминанию сделки,  если  когда-нибудь,  в будущем   времени,   возникнет связанный с ней спор о собственности.  Все другие вещи, даже и драгоценные,  переходили  с помощью простой традиции,  то  есть  без формальной  передачи  на  условиях,  установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.  Старый раб,  как и старая лошадь,  требовали - при переходе  из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи  относились к разряду орудий  ; по   своему   происхождению    они   тяготеют   к   верховной   коллективной собственности римской общины,  тогда как ваза,  украшение,  как и всякая другая обиходная вещь были как изначально,   так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.     Уже в древнейший  период  складывается  порядок,  в соответствии  с которым,  право собственности   на   вещь   могло   возникнуть   вследствие длительного владения вещью.  Особым видом вещного права,  зафиксированным в Законах XII  таблиц являются сервитуты,  нормы права,  ограничивающие  права собственников на принадлежащее им имущество,  а также наделяющее  субъекта  рядом прав  на имущество ему не принадлежащее. Собственники участков  имели право   при   определенных   обстоятельствах   пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью.

 

  1. Договоры и деликты римского квиритского права по Законам XII таблиц.

В  условиях   неразвитости   товарно-денежных   отношений   (появление собственно монет в  Древнем Риме относят к  середине  V  в.  до  н.э.)  такая форма  фиксации обязательств как  договор  (контракт)  использовалась  крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем  характере древнейших договоров  именно  внешняя  формальная сторона  определяла характер контракта.  Наиболее ярко  раннерабовладельческое  право  отражалось  в  договорах самозаклада  (nexum),  при этом  Законы  XII  таблиц  не  разделяют сделки самозаклада и отчуждения  вещи,  регулируя и те  и другие  общей статьей Законов «VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи  (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом,  почитаются  ненарушимыми».  В этой  же  форме осуществлялись  и договоры  займа,  регулированию которых Законы  уделяют особое  внимание. Должник после признания за  собой долга или после принятия  против  него судебного решения получал тридцать  льготных  дней .  Если  же  в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор  получал право «наложить руку» на   должника,   т.е.   доставить   его   к   месту судопроизводства . Законы   XII   таблиц   строго   регламентируют процедуру принуждения должника  к исполнению  обязательств,  не  допуская самоуправства кредитора и однозначно   требуя   судебного   решения   для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного  должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной  казни. Только  в 326  году  до  н.  э. законом Петелия  договор займа   был реформирован,  и долговое   рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором  в пределах своего имущества.  Законы XII  таблиц  определяют  ряд обязательств,  которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их  не  как правонарушение,  а как посягательство  на  права частного  лица  (частные деликты),  которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.  К категории таковых частных правонарушений  относились  личная  обида.   Особо   жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь).  Обязательство в виде  штрафов или возмещения  причиненного  ущерба полагалось  в случае  порубки чужих деревьев,  неосторожного уничтожения чужого имущества,  хранение  краденых  вещей,  ростовщичество,  предъявление суду поддельных  вещей,  потрава или кража урожая  в ночное  время (для несовершеннолетних).  При этом наряду со штрафами  сохраняется древнейший  принцип талиона. Законам XII таблиц известны и публичные деликты,  относящиеся прежде всего к посягательствам на государство.  Однако,  несмотря   на   достаточно   широкий   спектр   преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского  гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"