Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей

Файлы: 1 файл

Ekzamen_po_istorii_gosudarstva_i_prava_zarubezhn.docx

— 255.39 Кб (Скачать файл)

 Руководителем кодификационных  работ был  юрист Трибониан, ему помогали 15 сотрудников. За 3 года работы были готовы две  части кодификации — «Дигесты»  и  «Институции». Дигесты, или Пандекты составлены из сочинений  римских юристов (в извлечениях). «Институции» - учебник для студентов византийских  юридических учебных заведений. Третьей частью кодификации Юстиниана является собрание императорских постановлений (конституций) – «Кодекс  Юстиниана». В последующие годы были  постановления, которые назывались «новеллами».

ДИГЕСТЫ. Состав – 50 книг. Основным содержанием - римское частное право (наследованию по закону и по завещанию отведено ~ 1/4 материала).Составители Дигест использовали извлечения из книг 38 выдающихся римских юристов.

Кодекс и Институции. «Кодекс  Юстиниана» состоит из 12 книг, содержащих постановления римских и византийских императоров. Институции – краткий учебник по общим началам юриспруденции. Составлены они на основе учебника юриста Гая.

Последующие кодификации. «Эклога»; «Земледельческий закон», санкционировавший существование  сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт; «Базилики» (императора Льва VI); «Прохирон» - краткое изложение основных законов изданное раньше.

 

 

  1. Правовое регулирование феодальных отношений в Византии. Рецепция византийского права.

В рассматриваемое время уже  не сохранилась в значительной степени  традиционная городская община. Это  не была регенерация аграризировавшего старого города, а это было возникновение на его развалинах, а часто по соседству с ними нового города. Он был разбросанным, представлял возможность обработки земли, в нем не было бань, общегородских систем водоснабжения и канализации. Такой характер раннесредневекового византийского городского строя исследователи объясняют тем, что в Византии было развитым и устойчивым деревенское ремесло, что в условиях IX - X вв. не стимулировало быстрое конституирование города как исключительно ремесленно-торгового центра. Город был прежде всего центром локального обмена и лишь отчасти производства. Обмен между городом и округой осуществлялся в основном на ярмарках. Внутригородская торговля и обмен ведутся не на торговой площади, рынке внутри города, а дома, непосредственно между продавцом и покупателем. На ярмарках византийские купцы скупали изделия как сельских, так и городских ремесленников, увеличение спроса стимулировало городское ремесло. Важнейшим организатором и регулятором развития товарно-денежных отношений был не город, а государство. Константинополь занял монопольное производственное значение, что тормозило оживление и подъем ремесла в провинциях и провинциальных городах. Медленное развитие провинциального ремесла подтолкнуло власть к поощрению кинонии - мелких временных объединений (новеллы императора Льва VI - начало X вв.) Византийская государственность..

 

  1. Общественный и государственный строй славянских стран в период феодализма.

Приняв христианство, славянские государства  Восточной Европы включили себя в  круг византийских культурных и правовых влияний. На базе норм византийского  и обычного болгарского права  в конце IX века появился "Закон  судный людям", который дошел до нашего времени в двух редакциях - Краткой (32 статьи) и Пространной (77 статей). Наиболее древней и близкой  к подлиннику считается краткая  редакция Закона по так называемому  Румянцевскому списку. 
В связи с развитием ремесла сравнительно широкое распространение имел договор подряда. В одной из статей этого Закона говорится, что, если портной испортит материал вследствие неумения шить или злонамерения, он должен быть избит или лишен вознаграждаения. Особое место в Законе занимают нормы, направленные против нарушения христианских предписаний о браке. Закон запрещал многоженство, предлагая выгнать из дома вторую жену вместе с ее детьми, устанавливая запрещение вступать в брак с близкими родственникамиМногие статьи Закона сохраняют старые славянские обычаи: талион, кровную месть, ордалии и др. Как уклад продолжал существовать институт рабства. За убийство раба возмещение получал его хозяин. Раб мог выкупить себя на свободу имуществом или отработкой.  Закон строго охранял собственность. Смертная казнь грозила за поджог дома, за хищение церковного имущества из алтаря. За продажу в рабство свободного виновный мог быть продан в рабство. Штраф в двойном размере уплачивался за рубку и поджог чужого леса, за кражу скота. Ряд статей предусматривал суровые наказания за многоженство и изнасилование, а также за соблюдение языческих обрядов. Закон запрещал производить арест в помещении церкви, даже если преступник там находился. Соприсяжники (портники) - это люди, пользующиеся добрым именем и доверением суда, которые клятвенно должны подтвердить определенные, имеющие значение для процесса факты. Их заявления были решающими для исхода процесса. Особое значение в суде придавалось свидетельским показаниям.  В 1349 году в г. Скопле (Сербия) на соборе феодальной знати был принят свод, получивший название в честь короля Стефана Душана "Законник Стефана Душана", который включал 194 статьи. Большая часть статей посвящена церкви, ее праву и христианской морали, а также уголовному праву и процессу. Он содержит нормы сербского обычного права и нормы, заимствованные у Византии. Класс феодалов делился на две основные категории: великие и малые властели и властеличи. Властели имели наследственные земли - баштину. Законник различал баштину - родовую собственность, наследственное имение и откупленицы - прибретенное на основе купчей имение. За службу властеличам давали пронии. Особой разработкой отличаются уголовные постановления Законника, относящиеся к религиозным и государственным преступлениям. За переход в другую веру и за возвращение к язычеству виновные подвергались смертной казни, а при смягчающих обстоятельствах - ссылке в рудники, членовредительству. Некоторые статьи Законника за нарушение церковного права предусматривали наказание в виде отлучения от церкви. В XIII веке в Польше появился первый писанный свод правовых обычаев. "Польская правда" состояла из 29 статей, написанных на немецком языке. Это не официальное, а частное собрание правовых норм.  На его основе разрешались спорные вопросы между поляками и немцами-колонистами. Данный правовой памятник юридически закрепляет феодальную светскую и церковную собственность. Феодальная родовая собственность считалась принадлежащей всей данной фамилии, и поэтому отчуждения не могли иметь места без согласия всех кровных родственников, имевших по отношению к ней право наследования. Кроме того, кровные родственники имели право преимущественного выкупа этого рода имуществ - право ретракта. Постепенно в Польше отмирают старинные формальности, необходимые для перехода земельной собственности из рук в руки. Становится достаточно "акта об отчуждении", занесенного в специальные судебные книги. 
Рассмотренные выше памятники составили первоначальную основу славянского феодального права.

 

  1. Польская правда.

Книга польского обычного права  — Польская Правда или Эльблонгская книга (по названию города, в котором ее рукопись найдена в XIX веке) долгое время была не известна. Первое печатное издание этого документа было выпущено в 1869 году Фолькманом.

Возникновение Польской Правды относят  к середине XIII века. Польша XII и начала XIII века являлась раздробленным феодальным государством. Процесс феодального  дробления страны обострялся в связи  с вторжением на польские земли пруссов, германских феодалов, татар. Особенно тяжким оказалось нашествие тевтонских рыцарей (“крестоносцев”), входивших  в один из наиболее агрессивных германских рыцарских орденов. Для того чтобы  удержать свое господство и обеспечить своих чиновников руководством при  отправлении суда над населением, жившим на захваченных землях и пользовавшимся польским правом, крестоносцы составили  судебник, получивший впоследствии в  литературе название Польской Правды. Судебник составлялся, как видно  из его содержания, на основе записи крестоносцами ответов, полученных в результате опроса поляков. Поэтому  этот памятник и написан на немецком языке, но вместе с тем является ни чем иным, как первым писаным сводом норм польского обычного права. Польские историки, исследовавшие памятник, доказали, что его запись полностью  соответствует польскому праву. В нем отразился также общественный и государственный строй Польши XII — XIII вв. Польской Правде предпослано  рифмованное предисловие, напоминающее вступление к “Саксонскому Зерцалу” и содержащее краткую символическую  историю права “от сотворения мира” до момента записи памятника. Памятник состоит из 29-ти статей и  прерывается в середине предложения  на словах: “Что же касается свободных  людей между указанными...”, то есть в том месте, где начинается раздел о свободных людях.

Ст. ст. I—VI Польской Правды посвящены  вопросам судоустройства и судопроизводства; ст. ст. VII—XX — вопросам уголовного права; ст. ст. XXI—XXII — порядку наследования; ст. ст. XXIII—XXV — судебным доказательствам; ст. ст. XXVIII — XXIX — положению феодально-зависимых  крестьян.

 

  1. Законник Стефана Душанина (Сербия).

Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г.

В данном случае необходимо отметить, что кодификация  Душана служила делу закрепления феодальных отношений. Данный сборник норм старинного сербского права способствовал преодолению языческой старины. Этот сборник законов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли некоторые византийские своды законов. Хотя следует отметить, что во многих отношениях Законник относится к византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформировать. Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения: запрещалось увеличение крестьянских повинностей; допускалась судебная защита крестьян (включая крепостных); усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам. Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений — около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т.е. объективное вменение. В. делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т.е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим, преступлениям, например к подделке монет. Широко применялись членовредительские наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительство распространялось на свободных крестьян — если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол и судебное решение фиксировалось на бумаге. После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки.

 

  1. Закон судный людям (Болгария).

Рассматривая болгарское право, следует  отметить, что его первая кодификация  получила название «Закона судного людям», составленного на рубеже IX и X вв. «Закон судный людям» не содержит детальной регламентации вопросов уголовного права. Необходимо отметить, что виновные в похищении имущества, поджогах, краже свободных людей для обращения их в рабство наказываются довольно строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается изгнание (во второй раз) и даже продажа в рабство (в третий раз). Предусматривается смертная казнь за убийство, особенно за квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство и др.), но отличается умышленное действие от неумышленного, за последнее назначается меньшее наказание. Болгарский суд имел, по всей видимости, возможность руководствоваться этими нормами, однако из других документов, в частности грамот, мы узнаем, что за убийство при известных обстоятельствах уплачивали штраф. Когда же убийца не был установлен, платило село. В незначительной степени регулируются гражданско-правовые отношения. Новшеством в области семейных правоотношений является установление запрета на многоженство. Устанавливается предписание выгонять из дома вторую жену (вместе с ее детьми), не допускается вступление в брак с близким родственником, ограничивается самоуправство, назначаются наказания за вероотступничество. Имущественные отношения отличаются значительным развитием. Болгарскому праву известны наем вещей и рабочей силы, заем и залог, опека и попечительство, наследование по закону и по завещанию и т.д.

 

  1. Государственный строй Арабского Халифата.

Характеризуя Арабский халифат, следует отметить, что он возник как раннее феодальное государство в VII в. Главой государства был халиф:      1) который первое время избирался мусульманской общиной, затем он сам стал называть своего преемника;    2) халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков;    3) его избрание зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска;    4) в руках его была сосредоточена высшая духовная и свет-екая власть;он был верховным имамом и главным эмиром; халиф считался верховным собственником земель и неогра ничейным, самодержавным владыкой; он являлся главнокомандующим армией, часто возглавлял ее во время походов, назначал и смещал военачальников. С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т.е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Как подтверждение титула халифа феодал, захвативший территорию, нуждался в его санкции на владение ею. Правление Омейядов в середине VII в. было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад. При Аббасидах появилась должность визиря: 1)считался первым советником халифа, хранителем его печати; 2) руководил ведомствами (диванами): финансов, войска,        организации ирригационных работ; ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой; следил за исправностью стратегических дорог. Судебная власть была довольно централизована и отделена от администрации. Судья назывался «кади», который формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек, который свои обязанности выполнял безвозмездно. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей: контролировал, как выполняются завещания; следил за разделом имущества; устанавливал опеку; наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем; выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей. Определенные функции выполняло почтовое ведомство — т.н. «варид». Кроме пересылки правительственных сообщений, его чиновники на местах собирали и отправляли в Багдад подробную информацию о состоянии земледелия, об урожае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т.д. Таким образом, почтовые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей. Огромное внимание уделялось армии как опоре всего государства, залогу его процветания и расширения: ей давали 4/6 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи рабов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользовались земельными наделами (иктами). Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зависеть от настроений феодальных групп и особенно от их личной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьдесят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадского халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф.

 

  1. Источники мусульманского права.

Главным источником права у мусульман  с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат -свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму; Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок; Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права; иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельном религиозно-првовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне; кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение (ретвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату; • по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу,  и др.

 

  1. Право собственности по шариату.

Правовые  земельные статусы, закрепленные в мусульманском праве: хилжаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с крестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии) - государственная собственность. Для них был установлен особый  правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина; вакуф, или вакф. - пожертвования, земли, пере 
данные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;  икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

 мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству. Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых; движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа; особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др.;

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"