Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

1. История зарубежного государства и права Нового и Новейшего времени. Основные черты и периодизация.
2. Государственно-правовые предпосылки английской революции середины ХVII в.
3. Революция в Англии (1640 – 1653 гг.). Периодизация, законодательство и основные изменения в государственной системе.
55. Право и судопроизводство США в Новое и Новейшее время.

Файлы: 1 файл

otvety_igpzs.docx

— 136.33 Кб (Скачать файл)

1. История зарубежного  государства и права Нового  и Новейшего времени. Основные  черты и периодизация.

ИГПЗС - Изучает историю, но также явл. Юридической, т.к. изучает Г и П. Предмет ИГПЗС: изучение возникновения развития функционирования Г и П стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности. Периодизация:1)ИГП Древнего мира(4тыс до нэ-5 в нэ) 2)ИГП Средних веков(5-18вв) 3)ИГП нового времени(18-конец19) 4)ИГП Новейшего времени (20в). Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период – XVII-XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей. Именно тогда произошло становление современного право-государственного уклада, основанного на политической демократии, правовой свободе и гражданском равенстве. Основным социально-политическим процессом Нового времени стало укрепление новой системы общественных отношений, взаимосвязанных с капиталистической экономикой, частным предпринимательством и вообще совершенно новым уровнем хозяйственного и технического развития подавляющего большинства стран. Новая система общественных отношений нашла выражение в укреплении в праве всех институтов, так или иначе связанных с частной собственностью.  
Эволюция хозяйственно-экономического уклада общества предопределила кардинальную перестройку всей устоявшейся в средневековье системы правовых отношений. В эпоху Нового времени произошло формирование нового гражданского общества, отрицающего сословную организацию и, напротив, предполагающего гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, феодальных, религиозных и т. п. ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственно-правовые  предпосылки английской революции  середины ХVII в.

В начале 17в. в Англии наблюдалось быстрое экономическое развитие. За столетие, предшествовавшее революции, в стране в 14 раз увеличилась добыча каменного угля, в 3 раза добыча железной руды. Больших успехов достигли промышленность и торговля. Тем не менее в обществе зрело недовольство. Буржуазию раздражала цеховая регламентация, мелочная опека производства со стороны государства. Широкие слои населения выражали несогласие с налоговой, внешней, религиозной политикой короля, протестовали против произвола, творимого королевскими чиновниками. Особую ненависть народа, буржуазии, парламента вызывала деятельность Звездной палаты и Высокой комиссии – органов внесудебной юстиции, осуществлявших подавление политической и религиозной оппозиции существующему режиму. Большое влияние на ход революции оказывали религиозные лозунги. Нельзя было сокрушить абсолютизм, не сокрушив его идеологическую опору, не опорочив в глазах народных масс старую веру, освящавшую старый порядок, нельзя было поднять народ на борьбу за торжество буржуазных отношений, не обосновав святость этих отношений. Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно-политическое движение - пуританизм. Разногласия внутри его привели к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения: пресвитериане (крупная буржуазия и земельная аристократия). Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля; индепенденты (полит.лидер Кромвель, представитель среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных, упразднение централизованной церкви, создание независимых церковных общин; левеллеры (руководитель Лильберн, мелкие собственники, ремесленники, крестьяне). Выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права. Выступавший за сохранение существующих порядков лагерь сторонников короля составляли придворная аристократия и феодальное дворянство, а также обладавшая большими материальными богатствами и значительным влиянием среди части населения англиканская церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Революция в  Англии (1640 – 1653 гг.). Периодизация, законодательство  и основные изменения в государственной  системе.

1 этап – Конституционный (1640-1642гг. 2 этап – 1 гражданская война (1642 – 1646гг.) 3 этап - Борьба за углубление демократического содержания революции, 2 гражданская война (1646 – 1649гг.) 4этап – Индепендентская республика ( 1649 – 1653гг.). А. Б. Р – классический вариант утверждения буржуазных отношений. Англия 1 переходит на путь строительства новой капиталистической цивилизации. Это обеспечило ей в дальнейшем в конце 17 начале 18 века мировое экономическое господство. Лагерь оппозиции режиму объединил новое дворянство и буржуазию в 1603 году на престол взошел Яков 1 Стюарт. Взял курс на укрепление абсолютизма. Яков умирает и на престол приходит Карл 1 . При них активизируется деятельность 2 палат: звездная комиссия, высокая комиссия. 1628 году парламент предъявляет королю «петицию о праве» в которой перечисляются все злоупотребления допущенные королевской администрацией.  Ссылаясь на великую хартию вольностей парламент потребовал от короля не взимать налогов без утверждения парламента, не производить арестов без санкции суда, не размещать армию на постой в дома в мирное время, не наделять лиц особыми полномочиями, что может служить предлогом для придания подданных короля смерти, противно законом и вольностям государства. В документе был отражен главный политический вопрос революции. О правах короля в отношении жизни и имущества подданных, так же был поднят социальный вопрос о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности говорила в петиции есть истинная цель закона и правосудия. В 1629 году Карл 1 распускает парламент. Безпарламентное правление в Англии длилось до 1640 года. В этот период король вводит налоги без санкции, штрафы, недовольство подавляет при помощи комиссий, чрезвычайных судов. Начинается война с Шотландией, необходимы финансы для ведения войны, король вынужден был созвать парламент в 1640 г. Король надеялся с помощью парламента преодолеть финансовый кризис. Парламент просуществовал до 1653 года и вошел в историю под названием «Долгий парламент». Большинство в парламенте принадлежало пресвитерианам и парламент оказался не послушным. Начинается 1 мирный этап революции и охватывает он период 1640 – 1642 год. Идет борьба в стенах парламента. Палата общин (нижняя) выдвинула обвинение против советников короля. Советники короля были осуждены и казнены, таким образом было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. 15 февраля 1641 г. Король подписывает «3 годичный акт», который регламентирует созыв парламента. Парламент собирается 1 раз в 3 года. Если король не дает согласие на это, то парламент мог был создан пэрами, или собраться самостоятельно, таким образом невозможно вернуться к старому безпарламентскому правлению. Этот документ был дополнен законом, который запрещал королю прерывать, отсрочивать заседания, распускать парламент. Это мог сделать сам парламент своим актом. 5 июня 1641 года уничтожены органы абсолютизма: звездная и высокая комиссии. Затем летом 1641 года издана серия актов в которых провозглашена неприкосновенность имущества подданных. 1декабря 1641 года парламент принял великую ремонстрацию. Она стала программным документом революции, она содержала требование о том, чтобы король назначал на должности только тех лиц, которым доверял парламент. Это означало политическую ответственность должностных лиц перед парламентом. Это было принято королем как вторжение в его прерогативу. Король отказался подписать великую ремонстрацию. Борьба между королем и парламентом обостряется. В январе 1642 года Карл 1 отправляется на север Англии. В августе 1642 года. Над городом Ноттингемом он поднимает королевский штандарта. Начинается 1 гражданская война. Страна разделилась на 2 части. Сторонники короля: лорды, аристократы-кавалеры. Сторонники парламента – круглоголовые. Были приняты законы «билль о самоопределении», «акт о новой модели» в 1645 году.  Акт о новой модели был направлен на образование постоянной армии. Армия должна была содержаться за счет государства. Комплектовалась из свободных крестьян и ремесленников. Командный состав формировался по способностям, создано единое командование, запрещалось членам парламента занимать командные посты в армии. В 1643 году актом парламента был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископата, а так же сторонников короля были конфискованы парламентом и выставлены на распродажу. В 1646 году был принят акт об отмене системы феодальных рыцарских держаний. И превращение их в свободное держание на общем праве (фактически в частную собственность). Март 1646 года – война закончилась победой парламента. Карл бежал в Шотландию. Привезен в Англию в 1647 году. Пресвитериане большинство парламента считали, что необходимо добиться примирение с королем и установить конституционную монархию. Индепенденты стремились к более радикальным реформам. 2 гражданская война 1648г. – закончилась победой индепендентов. 4декабря 1648 года король взят под стражу. В тот же день Кромвель послал полковника в парламент, который изгнал из парламента пресвитериан – «Прайдова чистка». 31 декабря 1648 года – король обезглавлен. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января палата общин объявила себя носителем верховной власти. Постепенно происходит оформление республики. В конце марта 1649 года королевское звание и верхняя палата были упразднены.  В мае 1649 года – Провозглашение Англии республикой. Республиканская форма правления закреплена актом 19 мая 1649 года. В акте верховной властью объявлялись «представители народа и парламента» законодательным органом стал однопалатный парламент. Высший исполнительный орган – государственный совет, состоявший из 40 чел. который был ответственен перед парламентом. Но верхняя палата – палата лордов была ликвидирована. Функции государственного совета: противодействие восстановлению монархии,  управление вооруженными силами, установление налогов,  управление торговлей и внешней политикой страны. В период республики вновь продаются за бесценок конфискованные земли короля, епископов и кавалеров, обогащается новое дворянство и буржуазия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Протекторат  Кромвеля. «Орудие управления».

Оливер Кромвель ( 25 апреля 1599 — 3 сентября 1658) — вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, в 1643—1650 гг. — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 гг. — лорд-генерал, в 1653—1658 гг. — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.)Конституционное закрепление республиканской формы правления в Англии было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте". Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Оливером Кромвелем. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората". В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного Орудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей. Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля. Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха. В истории Нового времени Орудие управления – яркий пример того, что в формах республики утверждается власть одного лица, приобретающая характер военной диктатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Реставрация.  «Хабеас корпус акт» 1679 г.

В 1660 году буржуазия и  дворянство стали склоняться к традиционной монархии. Была восстановлена палата лордов, монархия, но монархия была конституционной. Парламент заставил короля подписать  важный документ – Бредскую декларацию 1660г., в которой король обещал не преследовать участников революции, сохранял в стране свободу совести, признавал установившийся в ходе революции порядок землепользования. Позже король не раз нарушал положения декларации, даже мертвый Кромвель был вырыт из земли и повешен. Реставрация Стюартов произошедшая в 1660 году вошла в историю как «славная революция». Хабеас корпус акт, или “Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”. В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного до суда, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. “Славная революция” 1688 – 1689 гг. «Билль о правах»  и установление конституционной  монархии.

После смерти Карла II в 1685 г. английский престол занял его брат Яков II (1685-1688). Стремление Якова II восстановить абсолютизм и вернуть Англию в католицизм вызвали недовольство не только вигов, но и тори. Обе политические группировки объединились и в 1688г. совершили государственный переворот. На престол "для защиты протестантизма и свободы" был возведен Вильгельм Оранский. Этот переворот получил в истории название "Славной революции" ввиду его относительно мирного и бескровного характера. После переворота парламент принял ряд законодательных актов, оформивших в Англии конституционную монархию. Первым конституционным законом Англии рассматриваемого периода явился "Билль о правах" 1689 г., который существенно ограничивал королевскую власть в пользу парламента. Его основные положения состояли в следующем:

1) Провозглашался принцип верховенства парламента. Королю без согласия парламента запрещалось приостанавливать действие законов и делать изъятия из них.

2) Вводился запрет на взимание сборов в пользу короны без согласия парламента.

3) Запрещался набор и содержание армии в мирное время без разрешения парламента

4)Выборы членов парламента объявлялись свободными, а созыв парламента достаточно частым, срок полномочий парламента 3  года.

5) Провозглашалась свобода слова и прений в парламенте, преследование за выступления запрещалось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развитие британского  парламентаризма в ХVIII в.

Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов, составивших писанную часть конституции, и устных (неписаных) соглашений, конституционных обычаев. Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали: возрастание роли парламента; дальнейшее ослабление власти короля; становление ответственного перед парламентом кабинета министров. Парламент состоял, как и прежде, из двух палат: верхней - палаты лордов и нижней - палаты общин. Социальный состав обеих был практически одинаковым: земельная и финансовая аристократия. Палата общин формировалась в результате выборов, но пассивное избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом. Кроме этого социальный состав нижней палаты консервировался средневековой избирательной системой, сохранявшейся до 1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от города или графства определялось не числом избирателей, а старинными королевскими грамотами. За 150 лет существования этой системы экономическая и политическая география Англии значительно изменилась: одни города и районы развились и выросли, а другие пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь не приобрел право избирать своих представителей в парламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные пункты, сохранили за собой эту привилегию. Таким образом, высокий имущественный ценз и средневековая избирательная система выравнивали социальный состав нижней и верхней палат парламента. Полномочия:  верховенство парламента в законодательной сфере; исключительное право в решение вопросов бюджета; отстранение судей от должности. Кроме этого, в XVIII веке парламент добивается права контроля за исполнительной властью. Король по-прежнему являлся главой государства. Король считался носителем исполнительной власти; верховным судьей с правом прекращения процесса и помилования; главнокомандующим вооруженными силами; светским главой государственной англиканской церкви. Оставались у королевской власти и полномочия в законодательной сфере. Без его подписи ни один акт не становился законом. Продолжилась тенденция к ограничению королевских прерогатив. Ослабление монархической власти приводит к стремлению парламента подчинить Кабинет министров.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"