Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, методология и задачи курса.

История государства и  права зарубежных стран – это  наука, изучающая общие и специфические  закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права зар.стран., рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.

Предмет: Государство и  право отдельных стран мира в  процессе их возникновения и развития в опредленно-конкретно исторических условиях, в хронологической последовательности, на основе выявления исторических закономерностей.

Методология:

  1. Общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция, индукция);
  2. Специальные научные методы ( сравнительный, исторический, прогностический, логический);

Задачи  курса:

    1. Ознакомиться с факторами и условиями;
    2. Ознакомиться с организацией самой государственной власти;
    3. С развитием правовой системы отраслей права и институтов права;
    4. С установлением и развитием судопроизводства в истории.

 

2.Сущность формационного и цивилизованного подходов к типологии государств.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с 2 позиций : формационном и цивилизованном.

По мнению представителей формационного  подхода (Маркса, Энгельса, Ленина) решающим фактором общественного развития является тип производственных отношений. Они  выделяют след. Типы государств:

  • Рабовладельческое государство: раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда;
  • Феодальное государство: феодалы – земельные собственники, крестьяне в полурабской зависимости от помещиков;
  • Буржуазное государство: диктатура буржуазии, рабочий фактически свободен, но лишен средств  производства, он вынужден продавать свою рабочую силу;
  • Социалистическое государство: исторически последний тип государства.

Плюсы формационной типологии:

  1. Хороша идея делить государство на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество;
  2. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе.

Минусы:

  1. Однолинейна. А история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для неё схемы.
  2. В ней недооцениваются духовные факторы, которые весьма существенно могут влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизованного подхода  лежат как раз духовные признаки: культурные, религиозные, национальные, психологические.

Представители: Тойнби, Сорокин, Вебер  и др.

В зависимости от религиозных, этнических, географических и других признаков  выделяют следующий цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.д.

Цивилизованный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Плюсы:

  1. Определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно – исторических условиях.
  2. Географически адресная типология государств.

Минусы:

  1. Недооцениваются социально-экономические факторы, которые часто определяют политику страны.
  2. Выделяя большое количество духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

 

  1. Периодизация истории государства и права.

Первый период: Государство и право Древних веков.(4 тысячелетие до н.э. – 5 век н.э.)

  • История государства и права ДрВостока: ДрЕгипет , ДрВавилон, Др.Китай, Др.Индия.
  • История государства и права античного мира:  Др.Греция, Др.Рим.

Второй период: История государства и права средних веков (5-8 век) – Франкское государство, Франция, Германия, Англия, Византия, Арабский Халифат, Япония и др.

Третий период: история государства  и права Нового времени ( 17 - начало 20 века) – Франция, Англия, Германия, С Ш А .

4 период: Новейшее время ( начало 20 века -  наше время) – Франция,  Великобритания, С ША,Германия.

 

  1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока.

Здесь впервые в истории человеческого общества сложились социальные и политические институты, государство и право, мировые религии. Восток в древности был представлен рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо - буддийской, ассирийско - вавилонской,  кофуциано-китайской). Отсутствовала господствующая роль частной собственности.

В древнем Китае основой социальной жизни в течение длительного  времени были патронимии, которые  объединяли несколько сотен и  тысяч семей, принадлежащих к  одной родственной группе.

В древней Индии – замкнутые  сельские общины, с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла  и земледелия, слабое развитие товарно  – денежных отношений.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно- родовой  организации. Они складывались по мере усиления  разделения  труда и  усложнения управленческих функций.

Здесь рано начадл  использоваться труд рабов, различных категорий  подневольных лиц.

Основным источником права древневосточных  государств на протяжении веков оставались обычаи.

5. Общественный и государственный  строй Древнего Египта.

Возникновение государства. На рубеже IV–III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов – областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же – верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет

Рассматривая государственность  Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно в Древнем Египте. В Древнем  Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного  происхождения, сыном Солнца. Его  имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном  обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона  по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для  него сооружались колоссальные усыпальницы  – пирамиды, строительство которых  велось десятки лет и поглощало  огромные материальные и людские  ресурсы. Лишь немногие удостаивались  высокой чести – целовать башмаки  фараона. Чиновники низшего ранга  приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота  даже знатные люди были на положении  рабов, в любой момент по его произволу  они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось  результатом милости фараона. Культ  личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным  вельможей и управителем был  визирь (джати). В Древнем царстве  это был градоначальник. Позднее  его полномочия расширились. Он руководил  чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых  древнеегипетских памятниках визирь назывался  «начальником всего государства  Севера и Юга», так как он ведал  управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела  необъятный характер. При участии  джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать  государственный аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли  царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства  армия имела самостоятельное  управление. Изготовление оружия, строительство  кораблей и крепостей было в ведении  «дома оружия». Воины жили в отдельных  поселениях. За свою службу фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положении находилась стража, или  гвардия, фараона. При подавлении восстаний  армия действовала совместно  с полицией. Полицейские обычно вербовались  из пленных нубийских негров. Они  были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнего царства полиция  еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась  судье или особому чиновнику, в столице – визирю.

6.Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

Возникло в южной части двуречья: между Тигром и Евфратом.

Первые города – государства  стали возникать на месте постоянных земледельцев, разросшихся общин, групп  общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или  иному божеству.

В третьем тысячелетие до н.э. складываются и  ццарско – храмовое хозяйство  за счет отделения храмовых земель от общинных.

Общиные земледельцы – не участвуют  в обработке храмовых земель, лишь уплачивают налог – ренту в  храмовую казну, земли храмов обрабатывают рабы.

Административный аппарат состоит  из лиц, занимающихся учетом земель, храмовым хозяйством, общественными работами.

Государственный строй : Во главе первых государств – городов стоял правитель-царь. В городах собирались общинные собрания, и советы старейшин. Они не только избирали, но и в некоторых случаях низвергали правителей, определяли объем их полномочий. Общественным собраниям принадлежали законодательные, финансовые, судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

7.Законы Хаммурапи

Один из древнейших законодательных  памятников, сохранился в виде клинописной  надписи на черной стеле. В верхней  части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий закон из рук Бога Солнца, сидящего на троне. Законы Хаммурапи  непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции. В центре внимания законов семейные, хозяйственные и экономические отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается контроль над хозяйственной жизнью. В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие Богов и царя.

Свод законов состоит из 282 статей.

Значительную часть заключения составляют проклятие в отношение  того, кто не примет законы, и перечисляют  кары, которые Боги пошлю на ослушавшегося.

8.Законы Ману.

В источниках права Др.Индии особое место принадлежит сборникам религиозно – правовых предписаний. Первое упоминание о законах Ману относится к 9веку до н.э. Объем -  12 глав, 2685 стихов. Часто данный памятник именуется « Откровения царевича Ману». Законы Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план выступает сословно- варновое деление общества. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры – займы, купли – продажи, личного найма, дарения и др. В семейных отношениях- подчинение женщин, многобрачие, несмешение варн.

Законы Ману- наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования  отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные жили при нем как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.

9.Образование Афинского государства. Законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена.

Атика- одна из областей Средней Греции. Почвы в Атике были не плодородны, и населению не хватало своего хлеба, но здесь хорошо росли виноград и оливковое дерево. Центр – город-государство Афины. Греческое общество делилось на свободных и рабов. Реальная власть у аристократов, богатые землевладельцы и привилегированной части населения.

Аристократы захватывали общинные земли и старались парабатить запутавшихся в долгах крестьян. На земле должников ставили каменные столбы на которых обозначалась сумма долга и срок его уплаты. Если крестьянин вовремя не погашал долг, то земля переходила в собственность аристократа, а крестьянин вместе с семьей в рабство.

Реформы Солона:

  • Отменил все долговые обязательства и запретил обращать афинян в рабов за долги. С полей были сняты долговые камни.  Проданные в рабство за границу выкупались за счет государства.
  • Был принят закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения.
  • Издал закон по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если то не обучил его ремеслу.
  • Также преобразовал управление в стране. Все граждане делились на 4 категории в зависимости от их доходов. К первому относились самые богатые, ко второму- состоятельные люди, которые служили в коннице. К третьему – граждане, имеющие средний достаток, они служили в тяжеловооруженной пехоте. К 4 – бедняки, которые служили в легковооруженной пехоте.
  • Реформы солона оформили государственный строй Афин, как рабовладельческого города-государства и заложили основы афинской демократии.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран