Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

С началом революции во Франции сформировалось три основных группировки антифеодальных сил: фельяны - представляли интересы крупной конституционно-монархической  буржуазии и либерального дворянства; жирондисты - Представляли интересы торгово-промышленной, главным образом провинциальной, буржуазии; якобинцы - представляли интересы мелкой и средней буржуазии, ремесленников  и крестьянства.

С первых же дней революции  Учредительное собрание занялось разработкой  конституции и определением принципов  организации но вой государственной власти, важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. "Декларации прав человека и гражданина". В этом (документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии. Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена 3 сентября 1791 г.

Согласно этому документу  Франция была объявлена конституционной  монархией. Высшим органом государственной  власти становилось однопалатное Законодательное  собрание, депутаты которого избирались на два года населением. Законодательное  собрание не могло быть распущено  королем. Депутаты были наделены правом неприкосновенности и не несли ответственности  за речи и действия, совершенные  при исполнении обязанностей. 10 августа 1792 г. революционно настроенное население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить деление граждан на активных и пассивных и назначить выборы в Национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первым же своим актом 21 сентября 1792 г.Конвент (высший орган государственной власти в первой республике во Франции) упразднил королевскую власть, а на следующий день Франция была объявлена республикой. В результате политики жирондистского Конвента республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, извне грозило новое наступление армий феодально-монархической коалиции европейских стран. Народное восстание 31 мая - 2 июля 1793т. , во главе которого стойл повстанческий комитет Парижской Коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры.

43. Декларация  прав человека и гражданина  1789 г. и Конституция 1791 г.

Поставив на первое место  в перечне естественных прав человека свободу и собственность, Декларация воплотила известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность - вот  крик природы". В концепции естественных прав  реализовывались не только общедемократические устремления  народных масс, но и классовые интересы буржуазии, закреплялись важнейшие  отношения капиталистического общества. Так, определение свободы,   как  возможность "делать все, что не приносит вреда другому", было, несомненно, центральной и самой демократической идеей Декларации. Но она означала в конечном счете буржуазное понимание свободы, в том числе свободы предпринимательства, свободы накопления капитала. Собственность   объявлялась правом "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована положением: "никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения" .   В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция государственной власти как выражения национального суверенитета.

Закон рассматривался как "выражение  общей воли", причем подчеркивалось, что все граждане имеют право  участвовать лично или через  своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям  Декларация провозглашала ряд политических прав и свобод граждан ("право  высказывания, писать и печатать свободно" - ст. 11; право выражать свои мнения, в том числе религиозные, - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. , не утратившей своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе закона". Согласно ст. 5, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, непредусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без неприкосновенности личности не могло быть и речи о пользовании экономическими и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом. Действовала презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого. Декларация 1789 г закрепляла основы передового для свой эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Одновременно с принятием  Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена 3 сентября 1791 г.

Согласно этому документу  Франция была объявлена конституционной  монархией. Высшим органом государственной  власти становилось однопалатное Законодательное  собрание, депутаты которого избирались на два года населением. Законодательное  собрание не могло быть распущено  королем. Депутаты были наделены правом неприкосновенности и не несли ответственности  за речи и действия, совершенные  при исполнении обязанностей.

Избирательное право получили мужчины, достигшие 25 лет, с соответствующим  имущественным цензом и цензом оседлости; не находящемся в услужении и  внесенные в списки национальной гвардии.

Законодательное собрание принимало  законы, которые утверждались королем. Но его вето было лишь отлагательным  и могло быть преодолено. Кроме  того вето короля не распространялось на конституционные и финансовые законопроекты. Законодательное собрание определяло численность вооруженных  сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратифицировало международные договоры, объявляло войну и заключало мир.

Король считался главой государства  и осуществлял руководство исполнительной властью. Он командовал вооруженными силами, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство  внутренним управлением и внешней политикой. Распоряжения короля ограничивались контрасигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства) министров, которые могли быть преданы суду Законодательным собранием. Король перестал быть "королем милостью божьей" и стал просто королем французов.

Судебная власть вручалась  выбранным на определенный срок судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для  рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных.

Однако действие этой конституции  продолжалось недолго.

44. Якобинская  диктатура. Конституция 1793 г. Государственный механизм якобинской диктатуры. 

Народное восстание 31 мая - 2 июля 1793г привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры.

3 июня 1793 г. Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворян-эмигрантов. 10 июня 1793 г. был принят декрет, возвращающий крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась частной собственностью крестьян. Важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г  где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные, платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, отменяются без) всякого вознаграждения. Феодальные документы, подтверждающие право на землю, подлежали сожжению. Лица, утаивающие такие документы, сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, уравнительном и . бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента имело большие социально-политические последствия. Оно стало правовой основой превращения крестьянства в массу мелких частных собственников.

 В июле 1793 г. якобинцы приняли новую конституцию, состоящую из текста Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. В этих документах идея естественных прав человека (к ним якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность) получила наиболее революционное и демократическое выражение . По конституции каждому французу гарантировалось образование, гражданское обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества. В якобинской Декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Конституция якобинцев отвергала принцип разделения властей. Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Избираемый на один год законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами И расходами республики и т. д. ) мог лишь предлагать законы. По менее важным вопросам Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет  республики в составе 24 человек должен был избираться национальным собранием  из списков, выдвинутых первичными департаментскими собраниями. Совет нес ответственность  перед, Национальным собранием.

Но предусмотренная якобинской конституцией система государственных  органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними  и международными условиями Конвент  был вынужден отсрочить вступление конституции в силу.

Единственным центром  управления" в республике является Национальный конвент.

 Правительственную власть  в системе революционно-демократической  диктатуры якобинцев осуществлял  Комитет общественного спасения, которому должны были подчиняться  временный исполнительный совет,  министры, генералы.

Для связи Конвента и правительственных  учреждений с местами в департаменты и в армию посылались комиссары  из числа депутатов Конвента, которые  наделялись широкими полномочиями. Они  осуществляли контроль за применением декретов революционного правительства и в случае необходимости могли отстранить должностных лиц в департаментах и генералов в армии. Наибольшую активность в местном управлении проявили муниципалитеты, очищенные от жирондистов. В работе коммун и их секций, в генеральных советах активное участие принимали низы городского и сельского населения.

Для надзора за враждебными  республике иностранцами в каждой коммуне  и ее секции избирались специальные  комитеты. При якобинцах функции  этих комитетов значительно расширились, они получили название революционных  комитетов. Важное место в системе  революционной диктатуры занимали различные народные общества и клубы, прежде всего Якобинский клуб в Париже, выполняющий роль своеобразного  политического штаба революции, и многочисленные его отделения  по всей стране. Одной из существенных особенностей якобинской диктатуры  было создание специальных органов, предназначенных для борьбы с  внешними врагами и внутренней контрреволюцией. Важную роль в организации борьбы с контрреволюцией играл Комитет  общественной безопасности, на который  было возложено руководство полицией. Особую роль в проведении карательной  политики в дистриктах и коммунах играли революционные комитеты. Эти  комитеты имели непосредственную связь  с Комитетом общественной безопасности, пересылали ему списки арестованных и изъятые у них документы. В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл также Революционный трибунал. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом.

45. Термидорианская  республика. Конституция 1795 г.

Подавление мятежей, победы на внешних фронтах укрепили положение  Франции. Кроме того, к лету основные задачи революции были решены, феодальные отношения ликвидированы, установлена  частная собственность на землю. Потому буржуазия начинает тяготится политикой твердых цен, а политика террора все больше настраивала широкие народные массы против, якобинцев.

В Конвенте созрел контрреволюционный заговор  и 27 июля 1794 г. был осуществлен переворот, вожди якобинцев были арестованы и казнены. Пришедшие, к власти в результате переворота контрреволюционные круги французской буржуазии, получившие название термидорианцев, первое время были, вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство якобинцев. Комитет общественного спасения, где заседали теперь участники контрреволюционного заговора, потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская Коммуна, а также революционные комитеты и народные общества; реорганизован Революционный трибунал.

Однако и реформированная  термидорианцами политическая система  ассоциировалась с революционными традициями: Поэтому получившие свободу  действий крупные торговцы, ростовщики и другие слои консервативной буржуазии  поспешили с конституированием  новой власти, тем более что  вновь появилась политическая опасность  со стороны открытых врагов республики - роялистов, фельянов и т. д.

 В августе 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (известную как Конституция III года республики). Это была громоздкая по форме и консервативная по содержанию конституция буржуазии, все более терявшей свою былую революционность.

В Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г. основной упор в ней был сделан на закреплении буржуазной морали и увековечении принципов капиталистического общества. Так, например, подчеркивалось, что собственность, под которой подразумевалась именно частная собственность, "лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя".

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала  имущественный ценз. Законодательный  корпус состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц, не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась  Директории из 5 членов, избираемых путем  тайного голосования Законодательным  корпусом. Ежегодно состав директории обновлялся: один из ее членов выбывал, вместо него избирался новый. Представительствовали  в ней поочередно все члены  в течение трех месяцев.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран