Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

14 января 1852 г. Луи Бонапарт ввел новую конституцию, которая в своих чертах напоминала бонапартистскую конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров и тем самым руководил полицейско-бюрократическим аппаратом. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь законодательный орган был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог внести последующие изменения в конституционную систему. Вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула по конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный монархический характер. Логичным завершением конституции 1852 г. был сенатус-консульт  восстановление власти в лице Наполеона III. Официальное провозглашение Второй империи произошло 2 декабря 1852 г.

После официального провозглашения империи государственный строй  Франции приобретал все более  авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался Законодательным корпусом.

Выборы в Законодательный  корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система "официальных  кандидатов", которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты  оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию.

Императорским декретом 1 марта  1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинени военного министра.

Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к войне, ускорили наступление новой буржуазно-демократической революции и падение Второй империи.

50. Парижская  коммуна 1871 г.

4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой. Было сформировано правительство "национальной обороны". Оно спешно провело в феврале 1871 г. выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для "обуздания Парижа". В результате восстания 18 марта власть в Париже перешла к ЦК Национальной гвардии, который выражал интересы рабочего класса и примкнувшей к нему мелкой буржуазии. ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, направил все свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны.

26 марта ЦК Национальной  гвардии передал власть избранному  на основе всеобщего голосования.  Совету Парижской коммуны.

Пролетарский характер Коммуны  нашел отражение в ее программном  документе - Декларации Коммуны "К  французскому народу" от 19 апреля 1871 г., призванной "разъяснить характер, смысл, цели происхождения революции". В Декларации подчеркивалось, что "коммунальная революция" означает конец "всего того, чему пролетариат обязан своим рабством, а Родина - своими бедствиями и страданиями. В перечне социальных зол наряду с милитаризмом, бюрократизмом, монополиями, привилегиями прямо указывалась эксплуатация.

Предусматривая "постоянное участие граждан в делах Коммуны", декларация сформулировала требование о назначении путем избрания или  по конкурсу "ответственных, подлежащих постоянному контролю, сменяемых должностных лиц и коммунальных чиновников всех категорий". Она отвергала бюрократическую централизацию, провозглашала новые принципы организации государственного единства. Воплощением этих принципов должна была стать федерация автономных коммун Франции. Предусматривая создание центральной администрации - собрания депутатов всех коммун страны, Декларация прямо отвергала обвинение врагов революционного Парижа в том, что он стремился "разрушить единство Франции".

 Демократический, управленческий  аппарат революционного Парижа  отличался рядом специфических  черт.

Его высший орган, Совет Коммуны, состоял из избираемых на основе всеобщего  избирательного права по различным  округам Парижа городских гласных. Они были ответственными перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов.

Аппарат Парижской коммуны  как особая форма власти, действующая  в восставшем городе, Был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать цели революции. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.

Совет Коммуны выбирал  из своего состава 10 комиссий. Одним  из жизненно важных для Коммуны вопросов был вопрос о борьбе с врагами. Декретом от 5 апреля 1871 г. в ответ на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.

Согласно декрету, все  задержанные по приговору Обвинительного жюри считались заложниками парижского народа, и совершенная версальцами  казнь каждого военнопленного или  сторонника законного правительства  Парижской коммуны должна была немедленно повлечь за собой казнь тройного числа заложников.

Парижская коммуна просуществовала  недолго. Во второй половине мая правительственные  войска ворвались в Париж и  подавили восстание.

51. Третья республика во Франции.  Конституционные законы 1875 г.

Политическая обстановка во Франции после падания Коммуны  характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и общим разгулом реакции. Во многих департаментах было введено осадное  положение. Благодаря прямой поддержке  правительства усилилось влияние  католической церкви. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В старом виде воссоздавалась и полицейская система. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров. Консервативный характер конституции 1875 г. проявился и в организации законодательной власти. Она осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года "всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Конституция отводила Сенату, состав которого был более консервативным, роль тормоза на пути прогрессивного и демократического законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX - начале XX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а посредством их закрепления в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих изменений заключалась во внесении корректив в систему парламентаризма с целью придания ей большей маневренности и гибкости, приспособления к меняющимся методам политического властвования буржуазии, к новым условиям господства финансового капитала.

Развитие государственной  системы Третьей республики проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Президент на практике перестал использовать свои политические наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д. ). Теоретически президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов. Одним из внешних признаков "всесилия" парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы. Это объяснялось тем, что при множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать однопартийное правительство. Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции - рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (совет префектур в департаментах). Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п. ), фактически находились в зависимости от префекта, а, через него - и от центральной власти. Генеральные советы не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту. Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет.

52. Гражданский кодекс Франции  1804 г. (Кодекс Наполеона)

Французский гражданский  кодекс был принят 21 марта 1804 г. благодаря политической воле Наполеона почему и получил в истории известность как кодекс Наполеона.

Кодекс Наполеона воплощает  и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. ОН состоял из вводного титула, в котором говорилось об опубликовании, действии и принятии законов, и трех книг.

Первая книга «О лицах» (ст.7-515) переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и  свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, «всякий француз  пользуется гражданским правом»  . Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

 Характерной чертой  ГК Наполеона было то, что в  нем отсутствовало понятие юридического  лица. Это объяснялось тем, что  в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно (в качестве физического лица). Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся цеховые и иные феодальные корпорации. Эта позиция нашла свое отражение еще в законе Ле Шапелье 1791 г .

 Вторая книга «Об  имуществах и различных видоизменениях  собственности» (ст.516-710) посвящена  регламентации вещных прав и  также исходила из классической  римской классификации: право  собственности, узуфрукт, узус и  др. В Кодексе ликвидировалось  дореволюционное деление имущества  на родовое и благоприобретенное  и на первый план было выдвинуто  деление вещей на движимые и недвижимые.

 Центральное место  во второй книге ГК занял  институт собственности. В трактовке  права собственности, воспринятой  Кодексом, виден отказ от феодальных  представлений об условности, расщепленности  и родовом характере вещных  прав. ГК использовал римскую  трактовку понятия собственности  как абстрактного и абсолютного  права: «Собственность есть право  пользоваться и распоряжаться  вещами наиболее абсолютным образом,  с тем, чтобы пользование не  являлось таким, которое запрещено  законами или регламентами» . Для земельного собственника: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится над землей и под землей».

 В третьей, наиболее  значительной по объему книге   ГК «О различных способах, которыми  приобретается собственность» указывалось,  что собственность на имущество  приобретается и передается путем  наследования, путем дарения, по  завещанию или в силу обязательств . Основное место в третьей книге законодатель отводит обязательственным, прежде всего договорным, отношениям. В точных и ясных положениях договорного права ГК можно видеть много определений, восходящих к известным суждениям римских юристов. Так, договор рассматривался как «соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо» . В Кодексе содержались общие указания, относящиеся к условиям заключения и содержанию отдельных договоров: купли-продажи, мены, хранения, найма, товарищества и т.д. Но примечательно, что в нем почти не было статей, регламентирующих отношения между хозяевами и рабочими, хотя для капиталистического общества Франции трудовой договор имел огромное значение.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран