Шпаргалка по "Истории Государства и права Зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Государства и права Зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Igipzs_zachet.docx

— 96.37 Кб (Скачать файл)
  1. Общие черты древневосточных цивилизаций.

Под термином цивилизация следует понимать такой уровень развития культуры данного общества, который характеризуется наличием (1) письменности, (2) государственной структуры и (3)  права. Все  цивилизации Древнего Востока возникли во времена, когда они еще не знали железных орудий труда. Более того, самые первые цивилизации поначалу даже не знали технологию изготовления бронзы (сплав меди с оловом). Родились они еще в так называемом медно-каменном веке – орудия труда изготовлялись из меди и камня. Оказывается, все первые цивилизации были расположены в долинах великих рек: Египет в долине Нила; Месопотамия (по-гречески значит Междуречье) называется так потому, что расположена между двух рек – Тигр и Евфрат; Индия имеет две великие реки – Инд и Ганг; китайская культура родилась на берегах Янцзы и Хуанхэ. Итак, во всех этих регионах достаточно воды для того, чтобы заниматься пашенным земледелием, выращивать зерновые культуры. Все ранние цивилизации расположены в регионах с жарким климатом. Существует еще третье условие, позволявшее человеку в этих регионах снимать стабильно высокие урожаи зерновых. Это третье благоприятное обстоятельство заключено в особом характере почв, использовавшихся здесь под пашню. Долины вышеназванных рек необыкновенно плодородны, ибо почва здесь образована речными наносами; плодородие земли восстанавливается естественным образом – благодаря ежегодным разливам реки. Это т.н. аллювиальные почвы.

Решить подобные проблемы (обуздать наводнение, напитать водой поля, когда наводнение не особенно высоко, отвоевать почву  у болот)  возможно только в том случае, если люди, проживающие в доле такой реки, способны осуществить трудоемкие гидротехнические работы. Человеку необходимо потрудиться здесь над созданием мощной ирригационной системы (дамбы, каналы, водосборники, водохранилища).

Итак, вторая характерная черта всех древневосточных  цивилизаций состоит в том, что  их экономика была основана на ирригационном  земледелии.

Деспотическая монархия

Как нам уже известно, самые ранние цивилизации рождаются в эпоху  медно-каменного века. Осуществить масштабные гидротехнические работы возможно было лишь при определенной организации труда, когда значительные трудовые ресурсы могут управляться из единого центра. Итак, необходима власть совершенно определенного типа.Во всех ранних цивилизациях постепенно складывается система деспотической монархии.

Деспотическая монархия – это особый тип древневосточного государства, характеризующийся следующими признаками:

1) вся полнота  власти номинально принадлежит  наследственному обожествляемому  монарху; власть этого монарха  не ограничена никаким другим  властным органом (советом старейшин,  народным собранием, должностным  лицом) [неограниченная монархия];

2) Территория  государства обширна (обычно она  охватывает всю или значительную  часть долины великой реки) и  централизована (т.е. местные территориальные  единицы, области официально подчиняются  единому центру; это не союз  областей, а единое государство) [централизация];

3) центральный  аппарат управления построен  по административному, чиновничьему  принципу [бюрократия].

 

  1. Древнеегипетское государственное устройство.

 

 Краткий историко-хронологический  обзор египетской государственности

Додинастический период: так называют эпоху до 3000 г. до н. э.; тогда на территории Нильской долины существовало около 40 племенных объединений, каждое из которых занимало отдельную область. Племенные союзы постепенно объединяются в два крупных царства – Нижний Египет (район Дельты) и Верхний Египет

Раннее царство: объединение всей страны под властью Верхнего Египта; появляется первая единая столица – город Мемфис, однако, на севере, в Дельте, периодически вспыхивают восстания против власти южан, поэтому говорить об окончательном и полном политическом объединении в это время еще нельзя.

Древнее царство: окончательное подчинение Дельты путем жестокого подавления всех недовольных, создание единой государственной системы; наибольшего могущества царская власть достигает во времена IV династии, особенно при царе Хеопсе

Среднее царство: Фиванский ном на юге страны усиливается и объединяет сначала весь Верхний Египет, а затем подчиняет и Нижний; максимальное усиление царской власти происходит во времена XII династии, особенно при царе Аменемхете III именно в это время создается классический вариант деспотической монархии; впрочем, местная номовая знать сохраняет свое влияние.

Новое царство: вновь усиливается Фиванский ном; он объединяет земли вокруг себя и наносит сокрушительное поражение гиксосам; воссоздается система классического деспотизма; эффективно работающая ирригация вновь создает условия для экономического и культурного процветания; в период правления XVIII династии фараон Тутмос III создает Египетскую мировую державу, присоединив к своим владениям территории соседних с Египтом стран. По сути дела эта созданная Тутмосом держава стала первой в истории человечества грандиозной империей. В период XIX и ХХ появляется Династия Рамсесов. Разные народы подчиняются Египту.

Поздний Египет: время, когда страна постоянно находится под властью иноземных правителей. Государственное и правовое развитие страны утрачивает свою национальную чистоту и оригинальность.

Система управления строилась на основе ведомств, во главе  стоял вельможа, назначенный фараоном. Аристократические роды были жреческими, Вельможи были жрецами в храме Бога. В подчинении вельмож был аппарат писцов (не все умели писать). Человек с образованием мог занять место в этой элите. Среди всех вельмож выделялся главный вельможа (Советник царя). Он именовался Джати. Джати – это высший чин в египетской иерархии. У джати не было какой-то одной четко обозначенной функции. По сути в его руках находилась вся административная власть, именно он часто являлся главным строителем страны, он осуществлял центральный контроль за ирригационной системой. Некоторые Джати становились фараонами.

Фигура царя (фараона). Фигура царя обожествлялась. Первоначально считали, что фараон это воплощение бога. Позднее фараон стал воплощаться как сын Бога Ра. Его власть является наследственной. Никакой другой государственный  орган номинально не ограничивал власть царя. Появляется еще один мощный слой внутри знати – служилая знать. Это были, во-первых, выходцы из средних слоев, которые на царской службе достигали больших высот, во-вторых, это были младшие сыновья крупных вельмож, которые не могли унаследовать имущество и должность своего отца и поэтому шли на службу царю. Из таких слуг царя сформировалась целая социальная категория людей неджес («малых»). Все благосостояние неджес, их влияние и власть целиком зависели от фараона.

  Местное управление

Страна, как  мы уже знаем, делилась на Верхний  и Нижний Египет. Эти части, в свою очередь, делились на области, общим  числом около сорока. В современной  литературе эти области обычно именуются номами (административные округа, на которые делились огромные – восточные державы). местное население не выбирало никаких магистратов для осуществления управленческих функций, а вся власть принадлежала обширному штату чиновников (писцов). Во главе нома находился наиболее влиятельный представитель местной знати. Адз  – так назывался его титул. Эту должность можно было передать по наследству. В руках адза была сосредоточена судебная, административная, жреческая власть, а также вопросы организации и командования военного ополчение нома.

  1. Судебная организация и основные черты права Древнего Египта.

В Древнем Египте не было разделения властей. Судебную власть осуществляли кембеты – совет жрецов при храме. В центральном кенбете председательствовал джати. Кроме него в столичном кенбете заседали еще 6–10 судей. Каждый судья назначался отдельным указом фараона. В номах действовали местные кенбеты. Здесь заседали высшие сановники нома, а председательствовал в таком суде адз. Кроме того, каждый храм имел свой собственный совет, выполнявший, в случае необходимости, роль храмового суда. Правосудие древнего Египта оставалось большей частью милостью, оно еще не превратилось окончательно в право каждого свободного жителя этой страны.

Характерные черты древнеегипетского  судопроизводства:

В египетском процессе отсутствуют  отличия между гражданским и  уголовным судом. Судебное преследование по особо важному делу – как уголовному, так и гражданскому – могло возбуждаться как по частному обвинению, так и по инициативе судебной власти. Разбирательство по второстепенному делу, по всей видимости, начиналось лишь по частному обвинению. Важные дела требовали осуществления предварительных розыскных действий по инициативе и силами судебной власти. Процесс по второстепенным делам всецело являлся состязательным. Доказательствами в египетском суде служили: очистительная клятва обвиняемого; вещественные доказательства, полученные в ходе предварительных досудебных действий; свидетельские показания; признание обвиняемого, в том числе добытое с помощью пытки.

Источники права. 1.  Обычай. 2. «речь дворца» (законы). 3. «приговоры судебной палаты» (прецеденты). Система в Др. Египте воплощалась в дневниках (нечто напоминающее кодексы). Эти законы в виде «дневников» затем рассылались по местным кенбетам с тем, чтобы в стране придерживались одних и тех же норм и правил судопроизводства.

  1. Развитие Месопотамского гос-ва Вавилонский вариант деспотической монархии.

Месопотамия  – область в  Передней Азии, расположенная по среднему и нижнему течению Евфрата  и Тигра. Территория была не изолирована  и  поэтому подвергалась набегам  со стороны соседей и различных  народов. Месопотамия бедна полезными  ископаемыми и строительными  материалами. Древнейшее население  Южной Месопотамии – шумеры. Они создали древнейшую месопотамскую письменность – клинопись. В начале III тыс. до н. э. они были потеснены семитическими племенами аккадцами. Создалось гос-во Шумеро и Аккадо.

Раннее гос-во в южной Месопотамии. Условия были очень похожими как в Др. Египте. Тнденции шли к ирригационной системе. Отсюда следует появление деспотической монархии. Центры выполняющие функции админисративно гос контроля являлись храмы. Храм выполнял функции адм, экон, полит. Поэтому гос-во формировалось в форме храмовой общины. Все граждане назывались авилумами (члены, граждане общины). В середине 3 тысячелетия Возвышается Лагаш и подчиняе себе Ур, Урук, Ниппур. Гос-во существовало не долго . следующая попытка объединения относится к концу 3 тысячелетия и связано с династией Ура. Очень жестокое гос-во. Правители пытались создать мощное хоз-во на рабовладельческих условиях. Эта система просуществовала не долго. Одна из первых попыток создать деспотическую монархию. Царям нужна была служилая аристократия для создания деспот монархии.

Расцвет деспотической  монархии относится к 18 веку до н. э. и связано с именем царя Хаммурапи. Хаммурапи осуществляет административную и судебную реформы. * утверждается царская власть над жреческими организациями храмов; * храмовое хозяйство возвращается в систему государственного сектора; * возникает стройная система царских пошлин и повинностей; * возникает четкое деление страны на административно-территориальные округа; * создается новая система судов. Новые походы, последовавшие за всеми этими преобразованиями, заканчиваются блестящими победами. Продолжительное царствование Хаммурапи ознаменовалось весьма важной законодательной деятельностью – изданием большого судебника, охватывающего самые различные области права.

  1. Судебная организация и процессуальные правила во времена Хаммурапи.

Судебная власть в древней Месопотамии  никогда не была полностью отделена от власти административной. Тем не менее очень важно подчеркнуть, что именно здесь мы наблюдаем  процесс превращения правосудия из милости в право.

* Судебная организация. В древнейший период судебной властью в государствах Месопотамии обладали жрецы.

Низшей судебной инстанцией является суд общины. Эти функции осуществляет коллегия, состоящая либо из всех членов совета старейшин, либо из старейшин, специально выделенных для осуществления судебных полномочий. Председательствует в этом суде назначаемый царем рабианум (глава общины, который отвечал за поддержание общественного порядка).

Царские суды. Важным нововведением Хаммурапи явилось создание особых судебных инстанций в наиболее крупных городах страны, которые представляли из себя коллегии в количестве от 6 до 10 «царских судей», назначенных из числа высших чиновников. Такие суды руководствовались прежде всего писанным правом (царскими законами, и судебными решениями, а со времени появления Кодекса Хаммурапи – нормами, в нем записанными). Здесь рассматривались дела, в которых в качестве сторон фигурировали царские люди (мушкенумы), а также судебные споры между членами общины (авилумами) и царскими людьми (мушкенумами). До конца не ясно, могли ли «царские суды» пересматривать решения общинных судов.

Суд города Вавилона находился на особом положении. Данная коллегия состояла из представителей местной вавилонской знати и поэтому по своему происхождению является судом общины. Это была инстанция, на которой могли пересматриваться приговоры других общинных судов, если царь по рассмотрении жалобы принимает решение о таком пересмотре.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и права Зарубежных стран"