Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

Реформы Клисфена:

  • Атика была разделена на множество мелких территориальных единиц – демов. Демы объединялись в 30 более крупных групп – тритий. Тритии объединялись в 10 областей- фил. В каждую филу входили знатные и незнатные рабовладельцы и крестьяне из разных родов. Клисфен смешал весь народ и представил им одинаковые права.
  • Был учрежден «Совет 500». Совет издавал проекты новых законов, которые потом обсуждались и утверждались в народном собрании.
  • Была избрана коллегия 10 стратегов соответственно 10 филам. Эта комиссия ведала военными делами и вопросами обороны государства.
  • Вводился суд «черпаков» - для борьбы со сторонниками тирании. Ежегодно, весной, специальное собрание решало нет ли среди граждан человека, опасного для существующего строя. Если такой находился , то вновь созывалось собрание в составе 6000 граждан, на котором каждый гражданин писал на черпаке имя того, кто , по его мнению, опасен для государства. Осужденного изгоняли из Афин.

Реформами Клисфена были уничтожены остатки родового строя в Афинах и окончательно утвердилось государство в форме рабовладельческой демократической республики.

Законы Драконта:

Славились своей жестокостью и  суровостью. За всякое воровство полагалась смертная казнь. Законы Драконта о наказании  за убийство были призваны заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако делом рода убитого. Для примирения с убийцей требовалось согласие близких родственников. Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род, а также подстрекавший к убийству. В законах Драконта убийства делятся на : умышленное, неумышленное, совершенное в состоянии обороны. Умышленное убийство подлежало суду ареопага и наказывалось смертью, причинение телесных повреждений – изгнанием. Дела о неумышленных убийствах поручались специальной коллегии, состоящей из 51 человека из представителей знати старше 50 лет. Наказание за неумышленное убийство- изгнание. Убийства с целью обороны( + защита собственности) – наказанию не подлежала.

Также был введен закон , который налагал наказание за бездеятельность и праздную жизнь.

10. Общественный и государственный  строй Афинского государства.

Рассматривая афинскую государственность, следует отметить, что высшим органом  власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2–3 раза в месяц. Оно  избирало должностных лиц, принимало  или отклоняло законы. Роль народного  собрания была весьма значительна. Формально  любой вопрос войны и мира, внешней  политики, финансов, правосудия мог  быть поставлен на обсуждение. Голосование  было тайным, за исключением выборов  на военные должности. Каждый гражданин  мог выступить и высказать  свое мнение по всем вопросам, вносить  законопроект. Закон вступал в  силу лишь после рассмотрения Советом  пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Также всякий афинский гражданин  мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии.

Важным по значению органом  был Совет пятисот. Его члены  избирались по жребию народным собранием. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет  по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами.

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней  насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог  быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала  одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган  был использован для борьбы с  аристократией. Многие противники афинского  строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим  следствием дискредитацию прежней  знати.

Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием  путем открытого голосования, а  не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило  в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный  ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты  наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные  преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины V в. роль этой коллегии в системе государственных учреждении резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилей, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилей ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метэки, чужестранцы. Фесмофеты определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

 

11. Общественный и государственный  строй Спарты.

Организация политической власти у  спартиатов была типичной для распада первобытнообщинного строя:

  • Два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахийских племен);
  • Совет старейшин
  • Коллегия эфоров
  • Народное собрание

Хозяйство носило аграрный характер, т.к. территория страны изолировалась  замкнутыми горными хребтами, что  препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений.

 В Спарте сложилось кассовое  рабовладельческое общество, сохранившее  существенные пережитки первобытнообщинных  отношений. Социальные группы:

  1. Спартиаты
  2. Гиполийоны ( опустившиеся спартиаты)
  3. Периеки
  4. Илоты

Спартиаты – господствующий класс, только они полноправные граждане. Главная обязанность- военная. Носили одинаковую одежду и вооружение. Наследство доставалось только старшим сыновьям, в результате этого появились опустившиеся спартиаты.

Илоты -  порабощенные жители Мессении. Были собственностью государства, предоставлялись  в распоряжение спартиатов, обрабатывали их земли и отдавали им около половины урожая. Илоты своё хозяйство вели самостоятельно, не были товаром.

Периеки- жители периферийных горных неплодородных районов Спарты. Были лично свободны, обладали имуществом, но не пользовались политическими правами, на них распространялась военная обязанность.

Государственный строй:

Во главе государства -2 архагета. Наследственная власть, имели военную  власть, но каждые 8 лет они могли  быть преданы суду и отстранены от должности.

Совет старейшин- в состав входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 летнего возраста. Сюда входило и оба вождя.

Народное собрание -  участвовали  все спартиаты, достигшие 30 летнего  возраста, созывалось раз в месяц, принимались законы, избирались должностные  лица, решались вопросы войны и  мира и т.д.

Эфоры- избирались из достойных на один год, их деятельность никто не контролировал, они отчитывались только перед своими преемниками.

12. Основные черты афинского  права.

Источники права: обычаи, религиозные  нормы, законы. Афинское право различало собственность: движимую ( рабы, утварь, украшения) и недвижимую( земля , строения), видимую и невидимую(деньги). Известны договоры купли-продажи, займа, аренды, товарищества, подряда.

Способы обеспечения договоров: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особый вид залога, возникший в  Афинах – ипотека – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном  пользовании должника. Брак и семья- важный институт гражданского права, регулировалось в основном обычаями. Два типа наследования: по закону и по завещанию. Уголовно – правовая сфера Афин:

  1. Основные наказания – штрафы и конфискация имущества
  2. Измена, безбожие, обман народа -  смертная казнь
  3. Лишение политических прав
  4. Публичные казни не практиковались.

13. Образование государства в  Древнем Риме. Реформы Сервия  Туллия.

История Древнего Рима делится  на несколько периодов:

 

1) Царский – эпоха родового строя (до VI в. до н. э.);

 

2) Республики (VI–I вв. до н. э.);

 

3) Империи (I в. до н. э. – V в. н. э.). Данный период еще подразделяется на принципат и доминат.

Следует отметить, что самой  первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает  шестому римскому рексу Сервию Туллию, правившему городом в середине VI в. до н. э. Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

 

1) первый класс составили  все те (как патриции, так и  плебеи), имущество которых достигало  100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

 

2) второй класс – с  цензом в 75 тыс. ассов – получал  22 центурии;

 

3) третий класс – с  цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

 

4) четвертый класс –  с цензом в 25 тыс. ассов –  22 центурии;

 

5) пятый – с цензом  в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

 

Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому  из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми  по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные  центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов  было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние  в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший  около 5 тонн зерна. Но так как главное  богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько  в скоте, за единицу измерения  был избран общий эквивалент –  бронзовый асе. И в том и  в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и  запросов, свойственных Древнему Риму.

Реформой Сервия Туллия город  Рим был разбит на четыре территориальных  округа – трибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так  называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних  плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э. Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

14. Общественный и государственный  строй Римской республики.

Население города составили  две основные группы.

1. Римские граждане, так  называемые патриции. Они были  полноправными гражданами, распадались  на три племени. Каждое племя  состояло из 100 родов. Каждые 10 родов  образовывали курию. Курии обладали  общими земельными владениями, полученными,  согласно преданию, когда легендарный  римский реке (царь) Ромул делил  римскую землю на 30 частей –  по числу курий (оставив часть  ее общей для всего города). Как и роды, так и курии имели  свои особые праздники; практиковались  периодические общие трапезы  куриатов. Каждая курия имела  своего вождя, собиралась на  собрания, решавшие свои внутренние  дела, и с единым мнением выступала  на общем собрании всех 30 курий  (где каждая из них имела  по традиции один голос). Общее  народное собрание римской общины, куриатные комиции, принимало  или отвергало предложенные ему  законопроекты, избирало всех  высших должностных лиц, выступало  в качестве высшей апелляционной  инстанции при решении вопроса  о смертной казни, объявляло  войну. Дела непосредственною управлении, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римскою совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенеке» – старый, старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю (рексу).

2. Плебеи – не коренное  население древнего Рима. Происхождение  плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное  и административное учреждение. Формально он не имел законодательных  прав. По любому вопросу сенат  выносил свое суждение, мнение. Юридически  его решения не являлись обязательными  для магистратов и народных  собраний. На практике он имел  огромный авторитет. Он мог  объявить чрезвычайное положение  в стране. Класс рабовладельцев  видел в нем наиболее важное  учреждение государства, призванное  охранять их интересы.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран