Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ форм государства и анализ их современных проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать каждую форму государства как элемент формы государства;
3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности форм государства;
4. Выявить понятие, особенности каждой формы и ее разновидности;
5. Определить проблему каждой формы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государства и ее характеристика
2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика:
- унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация;
3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика:
- тоталитаризм;
- демократия;
- авторитаризм;
4. Форма правления, понятие и виды и их характеристика:
- монархия;
- республика;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

Переходя  к характеристике демократического политического режима, можно отметить следующие его основные признаки:

Основным  источником власти в государстве  являются граждане. Они избирают власть и наделяют ее правом решать любой  вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола  власти и власть от произвола отдельных  людей. В государстве отсутствует  единая, обязательная для всех государственная  идеология.

Наличие у индивида комплекса неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод, которые  государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент -наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство)-имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган -наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики  в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке  принимаемых решений гарантируется  конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

Авторитарный политический режим (авторитаризм)

Одним из наиболее распространенных в истории  типов политических режимов является авторитаризм.

«Авторитаризм – один из видов политического  режима (наряду с демократией и  тоталитаризмом). Предполагает более  или менее высокую степень  ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных  организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной  власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц».

По своим  характерным чертам он занимает как  бы промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. С  тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие  черты:

Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.) Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.

Провозглашается полный приоритет интересов государства  над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа -великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -либерально-демократический режим.

Авторитарные  политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

Авторитарные  правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью  массового истребления, но и более  гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным  образом на традиционный и харизматический  способы легитимации. В XX веке в целях  легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской  Америке оправдывали своё существование  необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние  десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты  — выборы, плебисциты и т.п.— для  предания себе респектабельности в  глазах международного сообщества и  собственных граждан, уклонения  от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой нформации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма правления, понятие и  виды и их характеристика

Под формой правления подразумевают организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных  ее органов, структуру, компетенцию, порядок  образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с  населением, степень участия последнего их формировании.  Форма правления  является ведущим элементом в  форме государства, трактуемый в широком смысле.

Термин  «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.

Необходимо  отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к  понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия  связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский автор Й. Благож).

В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители  государственной власти в других странах). Наконец, само управление, предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства, с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть (например, Военный комитет развития на Мадагаскаре) или которые осуществляют ее на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией о политической роли армии), формы прямых и обратных связей органов государственной власти с населением.

Форму правления  нельзя отождествлять с управлением  государством. Последнее – гораздо  более широкое понятие. Кроме  того, название существующей формы  правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными  полномочиями и отнюдь не управляет  государством.

Следует отметить, что форма правления  имеет основополагающее значение для  изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства.  Это  не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет  или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться  в смысле той или иной системы  органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства – в порядке  наследования или путем выборов.  По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный главы государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Форма правления  представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной  власти, поскольку отношения населения  к власти, ее роли и месту в  жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно  развитых европейских странах, как  Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Как показывает исторический опыт, форме правления  наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при  всех изменениях форма правления  включает в себя элементы, позволяющие  отличить ее от других компонентов  формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);

3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;

4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;

5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

Формы правления  различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная  власть.

 

Монархия

Монархическая форма правления - весьма древняя  форма правления. Она впервые  зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых  захватывали военачальники, представители  разросшихся семейных или соседских  общин, представители дружин, главы  династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

Монархией можно также назвать такое  государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся  ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой  другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

В течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние еще во многом неразработанными.

Признаки  монархии:

  1. Власть передается по наследству;
  2. Бессрочна;
  3. Не зависит от населения.

Монархии  бывают неограниченными, в которых  отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх.

Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении нескольких столетий. В  специфической форме она сохраняется  и сегодня почти в трети  стран мира.

Монархии  бывают двух видов:

  • Неограниченная (абсолютная монархия);
  • Ограниченная монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционная).

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права  и закон; по Воинскому уставу Петра  I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая  развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые  экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной  мощи государства и ведения завоевательных войн. В той или иной степени  черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государства  Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале 16 века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и  Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств. Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России. Характерным явлением для Европы второй половины 18 века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливали ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путем, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Информация о работе Формы государства