Формы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Файлы: 1 файл

срс право государство.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

Понятие формы государства

Любое государство, помимо его сущности и социального  назначения, характеризуется также  некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления  государственной власти, административно-территориальное  устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной  власти). Форма государства характеризует  отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы  организации высших органов государственной  власти, административно-территориальную  организацию государства. Все эти  правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который  называется государственным устройством.

Термин «устройство государства» в общей теории государства и  права понимается в различных  смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной  организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации  государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство – это структурированная  организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства неразрывно связана  с его сущностью. Однако последняя  предопределяет форму государства  не непосредственно, а через его  содержание, обусловливаемое уровнем  культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими  отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще  тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Форма государства – это сложное  понятие, включающее три элемента: форму  правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства  – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное  ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства  как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное  воздействие на нее оказывает  уровень экономического развития, достигнутый  обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать  влияние также иные условия, в  частности, географическое положение  страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного  развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления  государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или  иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом  осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто  и как осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные  формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации  государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной  формой правления «идеального государства» как государства «лучших и  благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме  того, им выделялись и рассматривались  «законная монархия» – царская  власть и «незаконная» – олигархия.

О многообразии форм государства говорил  и Аристотель – ученик Платона  и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью  в государстве, Аристотель определял  ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как  монархию, аристократию и политию, или  умеренную демократию. Эти формы  государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась  общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко  искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости  от числа правителей три простые  формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов –  аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки  обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и  предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической  и политологической литературе классификация  формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация  и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические  или авторитарные методы государственного правления).

Некоторые авторы, например, помимо названных  элементов, выделяют следующие формы  государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок  целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической  формой государства понимают такое  государство, при котором государственная  власть характеризуется высокой  степенью централизации в руках  одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между  различными институтами государственной  власти по управлению обществом. Эта  форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются  и отчасти осуществляются демократические  права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма  государства существует в таких  странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

Поликратическая государственная  форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

На сегодняшний день конституция  каждой страны четко закрепляет и  регламентирует структуру, способы  формирования и правовое положение  высших органов государственной  власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный  порядок взаимоотношений между  ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины разнообразия форм государства.

 
Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать  следующие:

1. Историческая  традиция развития национальной  государственности. Так,устойчивость  монархических форм правления  в таких странах,как Великобритания,Швеция,Япония, объясняется наряду с просим  тем,что монархия в этих государствах  существовала на протяжении многих  столетий.

2. Исторические  особенности становления самой  национальной государственности.  Например,принятие такими странами,как  США,ФРГ,Швейцария,Аргентинская Республика,Мексиканские  Соединенные Штаты,федеративной  формы государственного устройства  объясняется историческими условиями  возникновения самого государства,а  не национальными моментами.

3.Принятие  той либо иной государственной  формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили  установление федерации в таких  многонациональных государствах,как,например,Индия.

4.Избрание  той или иной государственной  формы в молодых странах,освободившихся  от колониальной зависимости,в  значительной степени зависило  от влияния метрополии.Неудивительно,что  во многих бывших колониях  Великобритании (Тринидад и Тобаго,Ямайка,первоначально  в Индии,Пакестане) после провозглашения  независимости бала установлена  монархическая форма правления,в  то время,как бывшие колонии  республиканской Франции в подавляющем  большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар,Верхняя Вольта,Габон,Дагомея,Исламская  Республика Мавритания).

 

 

 

 

 

Форма правления

Государство – это форма осуществления  суверенной власти. В зависимости  от того, кто является носителем  суверенной власти можно говорить о  различных формах правления. Под  формой правления понимается организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение  с населением, степень участия  населения в формировании этих органов.

По формам правления государства  подразделяются на монархии и республики. Монархия – это такая форма  правления, при которой вся верховная  власть сосредоточена в руках  единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления  складывается еще в рабовладельческом  обществе и до сих пор сохраняется  в некоторых странах. Конечно, при  этом монархия как форма правления  не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в  зависимости от условий развития общественно- политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монархия.

 

Монархия представляет собой такую форму правления,при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,занимающему свою должность в установленном порядке пристолонаследия.

Термин  «монархия»- греческого происхождения,означает «единовластие», «единодержавие»,хотя известны и исключения.Так в Спарте существовало два царя.Полибий называет властвование двух консулов в Древнем  Риме монархией. И наоборот,лица,именовавшиеся  монархами,не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем,несмотря на большое внимание древних к  формам правления последние доставались  еще во многом неразработанными.Монархию связывали лишь с исполнением  военных функций,позднее- жреческих,судебных. Наследственность в то время еще  не стала существенным атрибутом  монархии,более важными считались  личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма,поскольку  был связан с крупной земельной  собственностью,испытывал влияние  раздробленности или довольно жесткое  ограничение сословно-представительными  собраниями.

Период  расцвета монархии- это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской  формы правления,были выработаны важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная,неограниченная и монархия конституционная,ограниченная общенародным представительством (парламентом).

 

2.2.Монархия: абсолютная и ограниченная.

 

Историчеким предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учереждение в поздний период развития средневековья.

Абсолютная монархия-это форма правления,при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы,назначает высших чиновников,собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Например,Российская Империя времен Петра I,французская  монархия при Людовике XIV. В настоящее  время абсолютная монархия сохраняется  в Саудовской Аравии,Катаре,Омане,ОАЭ. В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.

Конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентарную монархии.

 

2.3.Монархия дуалистическая.

 

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего,при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент,которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том,что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство,которое несет ответственность только перед ним. Парламент,которому конституция предоставляет реальные полномочия,никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав,ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом,которому предоставляется право вето,право назначения в верхнюю палату,право роспуска парламента.

Информация о работе Формы государств