Формы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Файлы: 1 файл

срс право государство.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

Согласно  конституции монарх назначает премьер-министра,а  по его совету - министров,но это  чисто формальное положение,т.к. правительство  Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Форма правления в Малайзии- сочетание  монархии и республики,но республиканский  элемент не существенен.

 

 

 

 

 

 

 

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства в юридической науке  понимается административно-территориальная  организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между  центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

 

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она  характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы  имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению  к центральным органам. Они могут  иметь в своей основе юридические  акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы  не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области  хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при  этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную  принадлежность.Никакие административно-территориальные  образования собственного гражданства  не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной  является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются  на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные  органы власти обязаны применять  и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма устанавливающая  деятельность имеет сугубо подчиненный  характер, распространяется на соответствующую  локальную территорию.

В унитарном  государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных  образований нормами материального  и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном  государстве используется одноканальная  система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже  распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве  осуществляется централизация всего  государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над  местными органами.

Присущая  всем унитарным государствам централизация  может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых  странах вообще отсутствуют местные  органы и административно-территориальные  единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под  контроль (прямой или косвенный) центральной  власти. В зависимости от того, какой  вид контроля осуществляет центральная  власть за местными органами различают  централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых  же унитарных государствах используется предоставление более льготного  правового статуса одной или  нескольким административно-территориальным  единицам. Такое унитарное государство  характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных  территориальных подразделений. Указанная  форма государственного устройства находит применение там, где требуется  учет специфических интересов территориальных  единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько  шире, чем у населения обычных  административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий  допускается только в пределах, установленных  центральной властью.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем  и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и  их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

К числу  унитарных государств относятся  Великобритания,Франция,Италия,Швеция,Норвегия,Финляндия,Греция,Испания,Нидерланды,Португалия,подавляющее  большинство стран Латинской  Америки и Африки,Камбоджа,Лаос,Таиланд,Япония и ряд других стран.

 

3.2.Федеративная форма государственного  устройства.

 

Федеративная  форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участи центральной  власти. Но во всяком случае субъекты федерации  на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и  определенную политическую самостоятельность  и это их отличает от административно-территориальных  образований унитарного государства.

В федерации  существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и  республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в  создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При  ее формировании используется принцип  равного представительства вне  зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения  интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации  может также существовать государственный  аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином  федерации и гражданином соответствующего государственного образования и  это закрепляется конституциями  государств. Это означает, что объем  прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот  же.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут  создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов  федерации должны полностью соответствовать  союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться  и тогда, когда в отдельных  государственных образованиях сохраняются  конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют  федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а  также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних  как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные  органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации  и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь  собственную судебную систему. Конституция  определяет порядок организации, процедуры  и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для  построения судебной системы в субъектах  федерации. Высшая судебная инстанция  федерации, как правило, не рассматривает  жалобы на решения судов субъектов  федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации  используется двухканальная система  налогов: федеральные и налоги субъектов  федерации. Как правило, собранные  налоги поступают в общефедеральную  казну и затем уже часть  их (посредством бюджета) передается для использования субъектам  федерации. Иной порядок может существенно  подрывать федеративную природу  государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные  доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении  субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним  из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная  власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между  союзом и субъектами федерации. От решения  этого вопроса зависит юридической  положение государственных образований  и характер тех отношений, которые  складываются между федерацией и  ее членами.

Как правило, эти отношения в самом  основном определяются конституцией федерации  или федеративными договорами. Поэтому  в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип.

Практика  федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных  и местных органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать  решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов  ведения как федерации, так и  субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации  решают те вопросы, которые входят в  предмет их ведения. Инициатива может  исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции  может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в  конституции и иных законах;

принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции  субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения  компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование  полномочий.

Это делегирование как бы снимает  вопрос о жесткой подчиненности  субъекта федерации центру, свидетельствует  о добровольности распределения  компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия  и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося  по своему статусу от других субъектов  федерации, прежде всего большой  самостоятельностью, добровольной делегированностью  полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе  с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и  для юридического прикрытия намерения  субъекта федерации выйти из состава  федерации.

В связи  с этим появились понятия об асимметричной  федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в  целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но  для функционирования федерации  в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между  федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в  договорных основах федерации. Иначе  под угрозой оказывается целостность  и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций  существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации 

нигде не закрепляется в конституции.

В современных  условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение  в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных  связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе  вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права  нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование  самостоятельного государства.

Информация о работе Формы государств