Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ                                        

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 

Кафедра теории государства и права

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа                                                                                                          по дисциплине: Теория государства и права

на тему: «Форма государства» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Выполнила: Т.И. Старцева   

                                                                          Группа 09304

                                                       Проверил: к.ю.н. доцент

                                                                        В.В. Разбирин 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5

  1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5

  1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9

  1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22

Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27

   2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27

   2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30

  2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35

Заключение………………………………………………………………………40

Список использованной литературы……………………………….…...……...43

 

Введение

     Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

     Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

     Когда речь идет о форме государства, имеется  в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

     Доказательством изложенного тезиса является то, что  применительно к форме государства  не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.

     Форма государства, т.е. устройство государственной  власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

     Актуальность  выбранной темы очевидна. Ведь сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.

     Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов  формы государственного устройства:

-  форму правления;

- форму устройства;

- форму  политического режима;

- раскрыть понятие и признаки формы государства;

- рассмотреть все принципы формы государства, которые  определяют    основания, порядок и пределы формы государства. 

1. Понятие формы и структуры государства

1.1 Понятие формы  государства

    Категория формы государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

    Форма государства - это способ образования, организации и осуществления  государственной власти.1

    Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных характеристик  государствоведения. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

    Категория "форма государства" является  одной из самых важных и емких  понятий государствоведения. Она   констатирует совокупность определенного  круга общих признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие группы:

- признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих признаков называется формой государственного правления.

- признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков раскрывает форму государственного устройства.

- признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной власти. Совокупность этой группы признаков характеризует государственно - правовой режим.

    Первые  попытки классифицировать формы  государства относятся к античной эпохе. Наиболее известной классификацией была та, которую дал Аристотель. Он делил формы государства соответственно по двум признакам:

         - количество тех, кто правит (один, несколько, много);

           - в чьих интересах (кого, скольких) осуществляется правление - был критерием распределения форм государства на: правильные (правление осуществляется в интересах всех) и неправильные (правление осуществляется в интересах только тех, кто правит). Правильными формами   были: монархия, аристократия и полития, неправильными - тирания, олигархия, демократия.2

    В новое время вопрос о форме государства связан, прежде всего, с именем Ш.Монтескье, что под формой государства понимал те факторы, которые определяют методы осуществления государственных властей. На этой основе он определял такие конкретные формы государства:

        - республика как форма государства, в которой организацию и осуществление государственных властей определяют такие качества, как добросовестность и равенство;

    - монархия (основа власти - честь);

    - деспотия (основа власти - страх).

    Следовательно, под формой государства Монтескье фактически понимал лишь то, что в современной науке называется государственным (политическим) режимом.

    Ж.-Ж. Руссо понимал форму государства  как структурную организацию  высших государственных органов  и на этой основе выделял:

- монархию - форму  государства, в которой власть осуществляет одно                             лицо;

- аристократию - в которой власть осуществляет  небольшая группа лиц; 

-демократию - в  которой власть осуществляют  все члены общества.

    По  всей видимости, беря за основу определения форм государства признак организации высших органов государства, Ж.-Ж. Руссо как форму государства разглядывал ту категорию, что в современном правоведении называется формой правления.3

       В настоящее время особенности  каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

  В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь  с сущностью и содержанием  государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы - значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

     Форма государства не остается раз и  навсегда установленной, неизменной. Под  влиянием множества экономических, социально - политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась.4

     История многих стран учит, что во времена  жестоких социально - политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным образом относится к его форме.

     Серьёзное влияние на форму государства  оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с не государственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и другими организациями) В различных странах, государственные формы имеют свои особенности характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. 5

Информация о работе Формы государства