Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Цель, поставленная в этой работе изучить одну из тем теории государства и права - "формы правления".
Марксистко - ленинская теория считает основной причиной возникновения государства раскол общества на противоположные классы с непримиримыми
противоречиями. Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему " стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов".

Содержание работы

I. Введение 3
II. Политический режим: понятие, виды. 5
III. Форма правления: понятие и исторические разновидности. 9
3.1. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития. 11
3.2. Республика: понятие, признаки, виды. 13
3.3. Тоталитаризм как форма правления. 14
3.4. Полупрезидентская, полупарламентарная республика. 15
IV. Нетипичные формы правления в современном государстве. 21
4.1. Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления. 21
4.2. "Монархическая республика" и "республиканская монархия". 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Форма государства_реферат.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Цель, поставленная в этой работе изучить одну из тем теории государства и права - "формы правления".

Марксистко - ленинская теория считает основной причиной возникновения государства раскол общества на противоположные классы с непримиримыми 
противоречиями. Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему " стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов".

На этих позициях стоит  и современная теория государства.

Признание государства  органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть - от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей. Договорная теория Руссо предоставляет власти только те полномочия, которыми ее наделяют "договорившиеся" граждане. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее "материальные придатки" - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства.

Для содержания публичной власти необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде обязательных налогов, податей. Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не нуждался в подобных финансовых институтах. Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства. Форма государства отражает форму правления.

 

II. Политический режим: понятие, виды.

 

Современная теория государства  различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо "наилучшего государства", тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.

Тимократия и олигархия были историей преодолены (первая - полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. "Наилучшее государство" - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия отличается от него, прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием собственнических интересов и конкуренции. "Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они, прежде всего, выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними". Возникает конфликт между добродетелью и богатством. "Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании", т.е. посредством политического насилия, как сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается "царство свободы" и как следствие этого - беззаконие. Реакцией на истолкованную таким образом демократию является тирания - незаконная власть одного.

Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

  1. отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
  2. наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
  3. ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
  4. функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;
  5. существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
  6. наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация этих предпосылок  делает политический режим демократическим.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия  демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим  тоталитарного типа таким преимуществом  не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Политический режим  авторитарного типа - третий его  вид, зафиксированный современной  теорией государства. Он является промежуточным  между тоталитарным и демократическим  режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Переходный, промежуточный  характер авторитарного режима определяет "размытость", нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать  черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить "революцию сверху"

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства  рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим  как элемент формы государства  обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь, влияя на форму правления.

 

III. Форма правления: понятие и исторические разновидности.

 

Форма правления - организация  верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно - европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.

Теория государства, фиксируя в его истории, реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй - в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными - те, в которых преобладает личный интерес. Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии.

Как бы то ни было, зафиксированное  Геродотом деление форм правления  дошло до наших дней. Фишеровский  словарь права называет его классическим. Правда среднее звено геродотовской  триады - аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте).

3.1. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития.

Монархий  в мире довольно много (если учитывать  членов британского Содружества, признающих главой государства королеву Великобритании, то их число составит около шестой части всех государств). Но все-таки "гибридные" формы монархии не представляют большого интереса для исследователей: число их вариантов из-за характера самой формы правления довольно ограничено. Гораздо более перспективными являются смешанные и "гибридные" формы республики, имеющие множество разновидностей. Наблюдается самое различное соединение элементом парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид.

Информация о работе Форма государства