Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть и раскрыть виды форм государства, найти в них отличия, понять, как они работают в современном политическом мире.
Задачи курсовой работы: рассмотрение следующих составляющих формы государства:
• формы правления;
• формы государственного устройства;
• формы государственного режима.

Файлы: 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Государство – политическая организация непосредственного осуществления государственной власти. Его сущностная характеристика дает ответ на вопрос, кому принадлежит эта власть, каковы социальные силы, которые ее осуществляют.

Темой курсовой работы является «Формы государства», так как эта тема является актуальной для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. «Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания»1. Сущность государства проявляется в его формах. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете и его форма. Сущность государства должна быть оформлена, внешне организована, а форма государства исключительно важна для практической реализации власти. От организации государственной власти в значительной степени зависит ее эффективность. «При рассмотрении формы государства важно иметь ввиду, что форма государства, также, как и его сущность никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной»2. Под влиянием множества экономических и социально-политических  факторов она всегда изменялась и развивалась. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического  периода  определяется  прежде  всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство,  т. е  форма  государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки,  которые по мере общественного развития наполняются новым  содержанием,  обогащаясь  во взаимосвязи и взаимодействии.

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания. В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.3

Цель курсовой работы – рассмотреть и раскрыть виды форм государства, найти в них отличия, понять, как они работают в современном политическом мире.

Задачи курсовой работы: рассмотрение следующих составляющих формы государства:

  • формы правления;
  • формы государственного устройства;
  • формы государственного режима.

Объектом курсовой работы являются формы государства. Предмет – составляющие формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима.

Эмпирическую базу курсовой работы составили труды М.И. Абдуллаева, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, А.С. Пиголкина, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, С.С. Алексеева, А.Ф. Черданцева, А.Е. Чиркина и др.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

  1. Формы правления в государствах
    1. Понятие и характеристика форм государственного правления.

Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании4

Такое понимание данной формы государства позволяет  дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.5

  • Форма правления в узком смысле – это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле – это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует  путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики

дополняют друг друга  и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.6

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти – наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия – словом, как устроено разделение властей.

Формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

 

 

 

 

    1. Монархия

Монархия – такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или законов о престолонаследии.7

  • вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.
  • монарх пользуется – титулом (король, царь, император, фараон).
  • монарх  получает власть, как правило,  по наследству.

. В современных федеративных монархиях, например, в Объедененных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями  сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Основное в характеристике монархической форме правления – народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Для того, чтобы подчеркнуть  верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее  на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления:

Сословно-представительная монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор. Сословно-представительная монархия характеризуется распределением власти между монархом и представительным органом власти, при этом ни один из них не обладает всей полнотой власти.

В сословно-представительной монархии монарх не является единственным

высшим органом власти в государстве: его власть ограничена деятельностью сословных учреждений 8

Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной  деятельностью и контролем над финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно-представительные органы (провинциальные  штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, земельные избы в России).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у  монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В настоящее время абсолютная монархия довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.9

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

  • власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
  • исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;
  • правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;
  • главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
  • законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых  странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления  в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или  многопартийная система с одной  доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма. 10

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально  развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Информация о работе Формы государства