Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть и раскрыть виды форм государства, найти в них отличия, понять, как они работают в современном политическом мире.
Задачи курсовой работы: рассмотрение следующих составляющих формы государства:
• формы правления;
• формы государственного устройства;
• формы государственного режима.

Файлы: 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Для характеристики территориальной  организации федеративного государства  чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными  государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства  можно  подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

 

    1. Унитарное государство

Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти.16

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

  • единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  • единые для всей страны высшие органы власти;
  • единая система законодательства;
  • единое гражданство;
  • единая денежная единица;
  • единый государственный язык;
  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) не обладают признаками суверенитета. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

В то же время местные  органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). 17

Имеются и смешанные  системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в  Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы – Энджомены.

Унитарное государство,  на территории которого  проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской  национальности.  В  Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный  региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

К числу унитарных  государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Финляндия и др.

 

 

    1. Федерация

Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в России - 89 субъектов, в Индии - 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.18

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются  две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право  принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации  не имеет права выхода из состава  федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных  отношений. Субъекты федерации могут  иметь различные наименования, которые определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

  • территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  • двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  • двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  • наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.
  • в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • в некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • в большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Например «В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически  СССР был унитарным государством: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства».19

Основная отличительная  особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.

По способу образования  субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования  самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
  • Договорная федерация (союзная) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований – результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее

государственной целостности, единстве системы государственной власти,

разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов

Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов Российской Федерации.20

 

 

    1. Конфедерация

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств – членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию.21

Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе.

В отличие от федеративного государственного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство);
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
  • конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей);
  • конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования  данного государственного образования;
  • конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. Классический пример – США. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Информация о работе Формы государства