Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

  Предпосылками возникновения и развития тоталитаризма  в политической практике являются: индустриальная стадия развития общества, наличие средств массовой информации, коллективистское мировоззрение, мощный государственный аппарат, особенности социальной психологии (определенная идеологическая и межличностная ситуация). Причем средства массовой информации являются определенным необходимым моментом для существования тоталитаризма вообще. Благодаря им проводятся идеологическая обработка населения, насаждение унифицированных стандартов бытового и общечеловеческого характера, нивелирование общепринятых и личностных ценностей. Критерием тоталитаризма является поглощение государством сферы гражданского общества, отсутствие плюрализма.

Следовательно, тоталитаризм как тип политического  режима масс такие черты:

  - наличие всеобщей идеологии, которая  доказывает необходимость существования данного режима;

    - общая идеологизация, отбрасывание  прошлого и сегодняшнего ради  “светлого” будущего.

     Классическими тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и СССР.

   Авторитаризм - тип политического режима, который характеризуется субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра, который имеет концентрированную власть, возможностью применения насилия или принуждения.

     При  авторитаризме в обществе могут  иметься также институты, присущие демократии, но основными признаками, которые отличают авторитаризм от демократии, являются: преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования (при авторитаризме редко применяется компромисс по самым важным политическим проблемам); концентрация власти в руках одного или нескольких органов государственной власти; органы исполнительной власти имеют функции нормотворчества; суженность сферы гласности и выборности государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.

        “Демократия - это  правление народа, избранное народом, для народа”.

  Основными признаками демократического политического  режима является наличие конституции, которая  закрепляет полномочия органов  властей и управление, механизм их формирования, определяет правовой статус личности и принцип равенства перед законом, а также принцип раздела властей на законодательным, исполнительную и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из них. Для демократии характерными являются свободная деятельность политических и общественных организаций, обязательная выборность органов властей, размежевание государственной сферы и сферы гражданского общества.

     При демократии форма мобилизации легитимная, политические решения всегда альтернативны, законодательная процедура четкая и сбалансированная, а властные функции имеют вспомогательный характер.

Демократия  характеризуется сменой  лидеров, лидерство может быть как индивидуальным, так и коллективным, но оно всегда имеет рациональный характер. Демократический режим характеризуется высоким уровнем общественного самоуправления, в отношениях между властями и обществом преобладает консенсус. Одним из главных принципов демократии является многопартийность, в политическом процессе всегда участвует и оппозиция, которая вырабатывает альтернативные политические программы и решения, выдвигает будущих лидеров. 11

     Модернизация - процесс постепенный и многогранный, ее задачей является необходимость  поиска новых парадигм с целью  мобилизации общества. В особенности важной является модернизация для переходных обществ, в которых наблюдается: недостаток идеалов, которые имеют творческий характер; отсутствие консолидирующих общество личностей и лидеров; наличие политической ситуации, которая не работает на будущее, отрывается от легитимности.

      Таким образом, форма государства может  быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. 12 

2. Форма Российского  государства

2.1 Форма правления в России

     Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает  Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная  категория, это та реальность, которая  имеет на сегодняшний день ряд  нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.

     При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.13

     Форма правления, то есть порядок организации  и взаимоотношения высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

     Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

     Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.14

     Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

     Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

     Современной форме правления в РФ предшествовал  недолго просуществовавший симбиоз  власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

     Прошло  два срока правления первого  российского президента, легитимно  его сменил другой. Этот период был  сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с  доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

     Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами. Если выдавать за форму государства только какой-то один элемент, то строгой взаимосвязи между формой государства и ее содержанием не будет.

     Современная теория государства и права как  наука может предложить более  глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз развития этих форм. Не менее важно при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность.

     Существенные  фактические в форме правления  в России произошли в конце 1998г. В связи с формированием нового правительства, которое поддерживает парламент и укрепляет его позиции.

     Нельзя  считать, что все решено, что выбран уже оптимальный вариант государственного устройства и никаких проблем  нет. Развитие федеративных отношений - это дорога со встречным движением. Сейчас многое свидетельствует о том, принимаемые решения направлены на формирование не федеративной модели отечественной государственности, а унитарной. Появился некий проект Конституции, в котором четко прописана явно унитарная модель. Уменьшены доходы субъектов Федерации в новом бюджете. Дума пытается провести закон о назначении губернаторов. В экономических программах Г. Грефа и Ишаева федерализм за исключением нескольких упоминаний этого термина вообще отсутствует.15

2.2 Форма государственного  устройства России

 

     Одним из основополагающих принципов федеративной государственности в соответствии с теорией и практикой мирового федерализма является равенство прав образующую любую федерацию субъектов. Это равенство должно распространятся на все субъекты федерации, и реализовываться как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

     Федерализм  в России во многом уникален. Ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.16

     Поскольку почти три четверти субъектов  Федерации не обладают статусом государства  в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая  федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра - субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается.

     Субъекты  федерации во всех странах имеют  некоторые общие признаки:

- Собственные  местные парламенты и свои  правительства (администрации);

- Иметь  право собственного законодательства;

- в федеральных конституциях всегда проводиться размежевание предметов введения (полномочий) федерации и ее субъектов;

- в федерациях вторая (верхняя палата парламента) является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Эта палата, как правило, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Информация о работе Формы государства