Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства

Содержание работы

Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Оглавление

Введение 2

Форма государства 3

Государственно-правовой (политический) режим 5

Форма правления 17

Территориальная организация государства 25

Заключение 33

Список используемой литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предметом изучения теории государства и права является государство и право как феномен и понятия, позволяющие понять сущность государства и правая. Рассматривая проблему формы государства, затрагиваешь непосредственно проблему формирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Ведь форма государства  –это способ образования, организации и осуществления государственной власти, то есть она выражает все общественные отношения в государстве, обстановку  данной страны. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Актуальностью курсовой работы по теме форма государства является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

Целью является изучение одной  из важнейших тем теории государства  и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.

Задачи курсовой работы:

–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;

–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;

–рассмотреть виды форм правления ;

– анализ видов территориального устройства государства

 

 

 

 

 

 

 

Форма государства

Форма государства – это  организационно-функциональная структура  государства, выражающая способ организации  и осуществления государственной  власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя  самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто  и как осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные  формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации  государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной  формой правления «идеального государства» как государства «лучших и  благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме  того, им выделялись и рассматривались  «законная монархия» – царская  власть и «незаконная» – олигархия.

 О многообразии форм  государства говорил и Аристотель  – ученик Платона и одновременно  его критик. Рассматривая форму  государства как систему, олицетворяемую  верховной властью в государстве,  Аристотель определял ее в  зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

 Цицерон, например, выделял  в зависимости от числа правителей  три простые формы государства  (царскую власть – монархию, власть  оптиматов – аристократию, а также  народную власть – демократию) и смешанную форму.

 В эпоху Нового времени  в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье,  Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н.  Радищева и многих других мыслителей  предприняты попытки обобщить  и систематизировать знания о  существующих формах государственного  правления, выявить причины и  предпосылки, которые определяли  ту или иную форму правления.

По вопросу о понятии  формы государства в советской  юридической  науке

имелись различные взгляды.  Одни  авторы  под  формой  государства  понимают "организацию политической власти в государстве, взятую в единстве  ее  трех основных элементов (или сторон) - формы  правления,  формы  государственного устройства  и  политического  режима.  При  этом  под  формой  правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующая  ееисточниками,  взаимоотношениями органов государства между   собой   и   с населением.

      Другие  авторы различают форму государства  в узком  и  широком   смысле. При этом под  формой  государства  в  узком  смысле  принято  считать  форму правления,  а  в  широком  -   форму  правления  и  форму   государственного устройства. Политический режим в таком случае  рассматривается  как  момент, характеризующий сущность государств.

      В  юридической   литературе  высказана  также   точка  зрения,  согласно

которой следует различать внутреннею  и внешнею форму государства.  Под внутренней формой при этом, применительно к  социалистическому  государству, понималась социалистическая демократия, а под внешней  формой  -  конкретная организация политической власти.

      Некоторые  авторы считают, что в действительности  политический режим не является однопорядковым с другими элементами. Наоборот, что он  является  по отношению к ним определяющим и потому было бы  целесообразней  рассматривать политический режим в качестве самостоятельного понятия государства, а  форму правления и форму государственного устройства - как форму государства.

      Таким образом,  в юридической науке не было  выработано  единое  понятие формы государства.

 В настоящее время  в юридической и политологической  литературе классификация формы  государства осуществляется главным  образом по ее элементам: форме  правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация  и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические  или авторитарные методы государственного  правления).Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных  аспектов формы государственности  имеет важное теоретическое и  практическое значение. Подтверждением служит современное государственное  строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты  острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными  потерями, а порой и человеческими  жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы. На  форму государства влияют   национальный   состав,   исторические традиции, территориальные размеры страны  и  другие  факторы.  Небольшие  по территории государства обычно являются унитарными. Многонациональный  состав населения предъявляет к государственной  форме  свои  требования.  Он  может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. События  в

Югославии, сложная  ситуация  в  бывших  республиках  СССР,  межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что  каждому  народу должна быть свойственна "своя, особая, индивидуальная форма  и  конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций.  Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным".

      Среди причин  и условий, определяющих форму  государства, можно назвать: сущность  государства  ;  характер   отношений   между классами;   внешнее   влияние;     культурные  традиции общества. А также ,по словам Ильина : «Государственная форма должна считаться с территориальными размерами страны и с численностью ее населения. Государственная форма должна считаться с климатом и с природою страны. Природа влияет на характер людей , на продовольствие страны , на ее промышленность»

Государственно-правовой (политический) режим

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. В теории государства и права, где рассматриваемая категория употребляется весьма часто, под политическим режимом, в самом общем смысле, принято понимать совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется политическая власть.  Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.

Тем не менее, в научном  обороте категория «политический  режим» появилась сравнительно недавно  — в 60-е гг. нынешнего столетия. В настоящее время в политологии  и юриспруденции данная категория  используется в трех значениях.

В первом значении политический режим полностью отождествляется  с формой государства, является ее синонимом  и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму  государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление, во многом предопределяющее особенности  функционирования политической системы  общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и  методов осуществления государственной  власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она  используется, прежде всего, в юриспруденции  в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Политический режим настолько  важная для всей политической жизни  общества динамическая категория, что  некоторые юристы и политологи склонны  отождествлять с формой государства  вообще. Включая целиком политический режим в понятие формы государства, они тем самым выходят за пределы  государственной власти, формы государства.Дело в том, что, хотя главную роль в создании политического режима в той или иной стране играет государство, деятельность ее органов, установленный им порядок, политический режим складывается в результате не только деятельности государства. Он является результатом функционирования всего общества, включая политические партии и общественные организации. Следовательно, политический режим характеризует деятельность всего общества, а не только государства. Как справедливо отличает А.Г. Лашин, политический режим не может быть включен целиком в качестве элемента в понятие формы государства. Политический режим шире, чем государственная деятельность, хотя последняя составляет его существо.Из сказанного следует, что ни исключение политического режима из формы государства, ни включение его не могут стать признаком форм государства. Для характеристики формы государства существенное значение имеет только определенная часть политического режима: та его сфера, которая связана с государственной деятельностью, с методами осуществления государственной власти. Данную сторону политического режима можно назвать государственным или государственно-политическим режимом. Именно он, по мнению В.Е. Чиркина и характеризует функциональную сторону формы государства, отражает методы осуществления государственной власти внутри страны, в сфере внутриполитических отношений. Таким образом, государственный режим - это часть политического режима.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве  мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов.

К числу основных признаков демократического режима можно отнести следующие:

1. Свободные и регулярные  выборы.

 

«...Демократия покоится на принципе, согласно которому правительство может считаться законным только тогда, когда его власть и назначение обеспечивается согласием управляемых... Оно вправе осуществлять только такую власть, выполнять только такие функции, на которые народ дает свое согласие. А народ не дает его раз и навсегда, ибо дарование согласия есть непрерывный процесс. Более того, согласие задумано... как активное одобрение. Для того чтобы правительство функционировало на этой основе... существуют определенные институты»А именно, свободные и регулярные выборы, которые предполагают, по крайней мере, три условия – свободу выдвижения кандидатур будущих избранников как следствие свободы образования и функционирования партий; свободу избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос»; свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в получении информации и возможности вести пропаганду и агитацию в пользу того или иного кандидата во время избирательной кампании. Демократический режим может быть определен как режим, приобретающий свою легитимность от народа с помощью выборов. Избранный лидер, даже если он получил подавляющее большинство голосов избирателей, не может приостановить свободные выборы. Как только встает вопрос о продлении полномочий избранного лица, какими бы серьезными ни были обоснования необходимости этого, проблематичной становится и сама демократия, ибо в демократическом режиме легитимность власти нуждается в периодическом подтверждении. Это же подчеркивает и Ф. Лово в своей работе «Ведущие современные демократии», когда пишет, что демократия - это такой «институциональный режим, при котором назначение руководителей осуществляется на ограниченный срок мирным способом в результате выборов, регулярно проводимых на конкурентной основе»

2. Функционирование государственного  механизма на основе принципа  разделения властей. Функционирующая  при демократическом режиме государственная  система строится в соответствии  с теорией разделения властей,  согласно которой государственная  власть понимается как совокупность  осуществляемых государственными  органами независимо друг от  друга властных функций (законодательной,  исполнительной и судебной). Эта  теория презюмирует, что, будучи разделенными и наделенными конкретными полномочиями, эти органы будут как бы взаимно уравновешивать, и сдерживать друг. Кроме независимости судебной власти, данная концепция долгое время основывалась на признании самостоятельности законодательной и исполнительной властей

Информация о работе Форма государства