Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом.
Задачи курсовой работы:
–раскрыть понятие формы государства и факторы, которые влияют на ее структуру;
–исследовать понятие политического режима и виды государственно-правового режима;
–рассмотреть виды форм правления ;
– анализ видов территориального устройства государства

Содержание работы

Введение 2
Форма государства 3
Государственно-правовой (политический) режим 5
Форма правления 17
Территориальная организация государства 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

При условии,  что в  парламенте ни одна политическая  партия не имеет абсолютного большинства  и не может сформировать однопартийное  правительство, действует государственный  режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм.  Такая ситуация  традиционно   имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.  Чем шире партийная коалиция,  сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами  по  коалиции  относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства,  как оно утрачивает  необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада,  Австралия  и др.) или  многопартийная система  с  одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в  принципе однопартийные,  парламентарная  модель отношений  между парламентом  и правительством практически превращается в свою  противоположность.  Юридически  парламент осуществляет контроль над  правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой  государственный  режим  получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при  одной  и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны  два  государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в  стране партийной системы.

Из развивающихся  стран  к  числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию,  Таиланд,  Непал, однако, учитывая реальное влияние  монарха,  здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического  государственного режима.

 

Республика (от лат.  res publica -  общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Дуалистическая (президентская) республика несколько напоминает  дуалистическую  монархию,  тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

Прежде всего,  здесь  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей,  а  взаимоотношения между ветвями  власти строятся на базе принципа т.н.  сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской  республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который  совмещает эти функции с функциями  главы государства.  Правительства  как коллегиального  органа  обычно нет,  министры  каждый  в  отдельности  подчинены  президенту. Судьи, как  высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом  с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных  качеств.  Министров и других назначенных  им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать  самостоятельно: нельзя заставлять его  работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

 

Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом  за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных  лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к  одной партии, а большинство в  парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной  и  судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения).

 

Сдержки и противовесы  проявляются,  в частности,  в  том, что президент  может  тормозить  законодательную  деятельность парламента, налагая  на  принятые  им   законы   отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц,  а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так и исполнительной властью.

 

 Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.  Правда, подчас в этих странах власть главы государства на  деле  выходит за конституционные рамки,  и,  в частности, латиноамериканские президентские республики  характеризовались исследователями    как   суперпрезидентские.   В последние 10-15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

 

К парламентарной республике относится все сказанное выше о парламентарной монархии,  за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого  президента, который в типичном случае избирается  либо  парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом субъектов  федерации или региональных  представительных органов самоуправления.  Обширные полномочия, которыми порой конституция  наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как  правило,  правительством,  которое  в лице своего главы или  министра контрассигнует акты президента.

Показательно, что ч.  1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г.  в редакции 42-й и 43-й поправок прямо  установила обязанность Президента следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики,  как и  парламентарной монархии,   -  политическая  ответственность  правительства  перед парламентом.  Как и  там,  ответственность  эта чисто солидарная:  недоверие одному члену правительства,  особенно его главе,  влечет отставку всего правительства.  Вместо ухода  в отставку правительство может  потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Чисто парламентарных республик  не так  уж  много.  К  ним  можно отнести Италию,  Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию  и некоторые другие.

 

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской,  и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции  Французской Республики  1958  г. Президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что  характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое  им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального  собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент  может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности  республиканской формы правления.

Как показал  опыт,  эта  форма  правления  эффективна при  условии, что правительство, опирающееся  на парламентское большинство, и  Президент придерживаются одной  политической ориентации. В противном  случае между Президентом  с одной  стороны и Премьер-министром и  парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт,  для  разрешения которого не  всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент  избирается  гражданами,  что характерно для президентской республики,  и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в  политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма  правления  в Швейцарии.  Правительство назначается  парламентом и подотчетно ему,  однако политическая ответственность  правительства перед парламентом  конституционно не предусмотрена, и  государственный режим, следовательно, дуалистический.3

 

Нетипичные формы правления.

Приведенные в предыдущей главе критерии для различения форм правления и сегодня сохраняют  свое значение, все они (кроме явственно  выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления  новых признаков создаются неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во вновь возникающих государствах. Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

Для устранения этих и некоторых  иных негативных проявлений создаются  смешанные, «гибридные» формы современной  государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически  утрачиваются различия между монархией  и республикой. Ведь в настоящее  время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует  трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время  в некоторых современных республиках  при тоталитарных режимах проявляется  монархический признак — несменяемый  глава государства.

Республиканская монархия

Как уже отмечалось, глава  государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось ранее,  существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

Монархическая республика

Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский  признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности  республики, характеризующиеся нелегитимностью  власти.  Например, когда в стране происходит государственный переворот,  который ставит во главе государства единоличного  диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем  центрального  комитета  партии  и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть  выхолащивается.  Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр  и  т.п.) захватывает не принадлежащие ему по  конституции  полномочия,  отказывается  оставить  свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г.,  черные полковники в Греции в 1967 г.,  А.Пиночет в Чили в 1973 г.

Суперпрезидентские  республики Латинской Америки

В политической жизни Латинской  Америки из-за частых переворотов  и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

Президентская форма правления  сложилась в этих странах под  влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в  США, президентские республики в  Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой  особую разновидность, характеризовавшуюся  наличием таких специфических черт, как:

 

· высокая степень централизации  государственного аппарата;

 

· гипертрофированное развитие института чрезвычайного или  осадного положения;

 

· важная роль армии в  политической жизни;

 

· преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);

 

· почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

 

Одной из основных отличительных  особенностей этой формы правления  по сравнению с США явилась  и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.

Территориальная организация государства

Территориальная организация  государства — явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

 

Под государственным устройством  понимается внутренняя национально-территориальная  организация государства, соотношение  целого и его частей. Данная категория  дает ответы на вопросы о том, как  организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах  строятся взаимоотношения центра и  мест.

 

Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1) единый центр государственной  власти, т.е. единая, общая для  всей страны система высших и

центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный  суд);

Информация о работе Форма государства