Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ форм государства и анализ их современных проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать каждую форму государства как элемент формы государства;
3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности форм государства;
4. Выявить понятие, особенности каждой формы и ее разновидности;
5. Определить проблему каждой формы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государства и ее характеристика
2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика:
- унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация;
3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика:
- тоталитаризм;
- демократия;
- авторитаризм;
4. Форма правления, понятие и виды и их характеристика:
- монархия;
- республика;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

В бывшем СССР унитарными государствами считались  все союзные республики, кроме  Российской Федерации, а также все  автономные республики.

Федерация

Федерация - это союзное государство, состоящее  из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются  высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

На сегодняшний  день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

 

Конфедерация

Конфедерации  представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое  существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного  исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового  общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную  конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения  высшими органами государственной  власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные  источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению  в распоряжение общего командования. ласть верховнымонархия республика

 

 

 

 

 

 

 

3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика

 

В юридической и иной специализированной литературе, рассматривающей политические режимы, можно отметить отсутствие единого подхода авторов к  пониманию термина «политический  режим».

Большая часть современных авторов, чьи труды были использованы при  написании данной курсовой работы, сходятся во мнении, что политический режим является одним из элементов  формы государства. В качестве примера  -определение В. С. Нерсесянца «Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства, как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима» Таким образом, термин «политический режим», причисляется к одной из трех составных формы государства.

Рассматривая так форму государства, профессор Нерсесянц дает определение её трех элементов:   

«Форма правления – это способ организации и формирования верховной  государственной власти» 

«Форма государственного устройства – это способ территориальной (и  национально-территориальной) организации  распределения государственной  власти и взаимоотношений между  соответствующими субъектами государственной  власти» 

 «Политический режим – это  характер, свойство и качество  правового порядка осуществления  государственной власти» 

 

Сам термин -«политический режим», появился относительно недавно -в середине прошлого века. До этого времени в научной литературе политический режим не рассматривался как один из элементов формы государства. Под формой государства понимали в более широком смысле -образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форму правления.

Ведущей же точкой зрения в теории государства и права стало  определение более поздних авторов. Исходя из этого, при характеристике формы того или иного государства, полный ответ можно получить лишь тогда, когда при рассмотрении формы  государства учитываются все  три элемента вместе, а именно:

форма правления ( способ организации и формирования верховной государственной власти),

форма государственного устройства (способ национально-территориальной организации распределения государственной власти), и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

«С формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием».  

В современном мире можно говорить о наличии 140-160 режимов, которые незначительно  отличаются друг от друга. «О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти,

порядок распределения между различными государственными органами компетенции  и характер их взаимоотношений, степень  гарантированности прав и свобод граждан, роль права в жизни общества и решении государственных дел, место и роль в государственном  механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия  граждан и их объединений в  государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством, основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов».

Таким образом, подводя итог, можно  сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в  обществе, которое складывается в  результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

 

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

«Тоталитаризм (от лат. tot alis -весь, целый, полный)-один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод».

Не следует  рассматривать данный термин лишь как  негативно оценочный. Это научное  понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Изначально понятие «тотальное государство» имело  вполне позитивное значение.

В государственном  управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило -не учитываются.

Хотя  тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые  характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма или демократии.  Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую  роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, национал-социалисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Однако  социальная цена за такой способ осуществления  власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические  и экологические потери, а также  другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

 

Демократический политический режим

Демократия  с греческого – народовластие.«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов».  Демократический режим -это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате -широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Народ в  демократическом государстве является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим  положением дел.

Представительные  органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются. Основным критерием избрания того или  иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти -отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Необходимыми  атрибутами общественной жизни в  данном случае являются референдумы, плебисциты, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.

Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений. Приобретает  качественно новый характер нормативное  регулирование. В идеале, поскольку  демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Безусловно, и демократия имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру  демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условие для существования экстремистских, сепаратистских сил.

В виду этого, в условиях тоталитарного типа демократии каждый гражданин и каждая группа могут быть представлены, как враги  толерантности, плюрализма, свободы  слова и свободы как таковой  вообще. Отсюда следует только одно – провозглашающее веру в толерантность  государство тоталитарной демократии может абсолютно не являться толерантным к своим гражданам, а провозглашая веру в свободу – в действительности само является врагом свободы.

Но, тем  не менее, несмотря на указанные выше общие негативные черты присущие данному режиму, социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Информация о работе Формы государства