Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ форм государства и анализ их современных проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать каждую форму государства как элемент формы государства;
3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности форм государства;
4. Выявить понятие, особенности каждой формы и ее разновидности;
5. Определить проблему каждой формы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государства и ее характеристика
2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика:
- унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация;
3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика:
- тоталитаризм;
- демократия;
- авторитаризм;
4. Форма правления, понятие и виды и их характеристика:
- монархия;
- республика;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие формы государства и ее характеристика

2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика:

- унитарное государство;

- федерация;

- конфедерация;

  3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика:

- тоталитаризм;

- демократия;

- авторитаризм;

4.  Форма правления, понятие  и виды и их характеристика:

- монархия;

- республика;

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение государства сокрыто  в глубокой древности. Наука предполагает, что государственный союз возникал в борьбе нескольких родовых союзов за преобладание; борьба приводила  к победе одного рода или к примирительному  соглашению между несколькими родами и в результате над ними устанавливалась  единая власть. Наука объединяет и  исследует все закономерности возникновения  и развития многообразных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее одинаковым свойствам и формам государства. Реальная же жизнь более сложна и  интересна. Определенные государственно-правовые явления служат природными выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени и пространстве. «Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития».1

Однако экономический строй  общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму  государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке  организации и структуре всего  механизма госудаства, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. «Необходимо выяснить, что будет большим для общества: концентрация власти, при которой ресурсы власти могут целенаправленно направляться на решение важных для общества проблем, но при этом существует опасность захвата власти и установления диктатуры, или же разделения власти между несколькими органами государства, что часто порождает конфликты между ними, растрата ресурсов, необходимых для решения появившихся проблем, однако обеспечивает контроль за властью, возможность ее ограничения».2

Актуальным аспектом изучения является выяснение проблем теории и практики современного конституционного права, в частности вопросы о формах государства и их элементов. Целью  работы является правовой анализ форм государства и анализ их современных проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;

2. Исследовать каждую форму государства как элемент формы государства;

3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности форм государства;

4. Выявить понятие, особенности каждой формы и ее разновидности;

5. Определить проблему каждой формы.

При написании данной работы автор  руководствовался научными трудами  Хропанюк В.Н., Малько А.В., Васильев Д.А. , Венгеров А.Б. и др.

Данная работа состоит из четырех  глав, девяти параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе исследуются характеристика формы государства.

Во второй главе рассматриваются  форма политического устройства и ее виды.

В третьей главе анализируются  форма политического режима и  ее виды.

В четвертой главе разбираются  форма правления и ее виды.

 

  1. Понятие формы государства и ее характеристика

Форма государства является естественным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с разных точек зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства" .

Чтобы убедиться  в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один  из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия.

Платон  создал целое учение о динамике государственной  жизни и смене, в силу испорченности  человеческой натуры, ее форм. Идеальное  государство и его аристократическая  форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую теократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия, как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это — самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс. Глава государства — тиран, захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа".

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель — ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции  древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть — демократию) и смешанную форму.

Когда верховная  власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа".

Для того, чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от искажения и вырождения, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных черт всех вышеназванных простых форм.

Учения  и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних  стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.

Значительное  внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 1960-70 гг., было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

1.2. Проблема формы государства

 

В настоящее время под формой государства понимают организацию  государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется  неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет  установить принадлежность государственной  власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы  государства дает понять нам, насколько  слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и  образования, какими методами происходит осуществление государственной  власти.

На «горячих» примерах нашей  действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает  не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как  реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность в государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенное политическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика

Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между  субъектами, определяя внутреннюю структуру  государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных  единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства  в целом, так и каждый из его  территориальных единиц. Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно-территориальную  организацию государственной власти, характер взаимоотношений между  государством и составляющими его  частями, между отдельными частями  государства, между центральными и  местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с  территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством  государства. Правильно решенные вопросы  государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные  формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут  стать одной из причин его распада.

С точки  зрения государственного устройства, государство можно подразделить на:

• унитарные (единые государственные образования);

• федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);

• конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

 

Унитарное государство

Унитарное считается государство, не имеющее  в своей внутренней территориальной  структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно  неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие  в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Информация о работе Формы государства