Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государственного устройства и ее виды…………………..6
2. Особенности форм государственного устройства............................................8
3. Унитарное государство...….……………………………………………….…11
4. Федеративное государство...…….………………………………………….. 15
5. Конфедерация...……………………….……………………………………....23
6.Заключение...….…………………………………………………………......... 25
7.Список литературы...….……………………………………………….……...28

Файлы: 1 файл

курсовая р. - копия (2).docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Понятие формы государственного устройства и ее виды…………………..6

2. Особенности форм государственного устройства............................................8

3. Унитарное государство...….……………………………………………….…11

4. Федеративное государство...…….………………………………………….. 15

5. Конфедерация...……………………….……………………………………....23

6.Заключение...….…………………………………………………………......... 25

7.Список литературы...….……………………………………………….……...28

 

 

Введение

 

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства  три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, то политический  режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе,  форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Изучая формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на понятия «устройство государства» в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

Проблема территориального устройства возникла после того, как  увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки  города с окрестностями, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией.

Как и форма правления, территориальное устройство также  уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные  деспотии - империи - делились на провинции, города, завоеванные территории и  т.д. Имели эти территориальные  образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это  не сумма его территориальных  образований, но без этой структуры  государство функционировать не может.

Цель моей курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать  значимость этих форм.

Для написания  работы я  использовал учебную литературу по курсу «Теория государства  и права» и «Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. 

Теория государства и  права выделяет несколько видов  территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

 

 

Понятие формы  государственного устройства и ее виды.

 

История существования государства  свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные  явления в современной юридической  теории принято объединять в один термин – форма  государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями» .

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

ü из каких частей состоит внутренняя структура государства;

ü каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;1

ü как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

ü в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. 

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической  карте мира она фактически не встречается.

При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так  и во внешней сфере являются прерогатива  одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности  национальных образований, входящих в  состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о  межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как  внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового  характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.) » . Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.2

 

Особенности форм государственного устройства.

 

В современной юридической  и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы  государственного устройства — унитарное  государство и федеративное (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время  рассматривается конфедерация. В конце XIX — начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет.

Характеризуя последние  одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств — обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собой «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое»,— инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.

Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».

В то же время сюзеренитет  характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).

Соотнося сюзеренитет  с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что  это явление выступает скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное. А во-вторых, что это дань средневековой истории, но не современности. По своему происхождению  и назначению сюзеренитет имел двоякий  характер: а) служил «переходной 3политической формой при распадении разно-племенного государства на его составные части» и б) выступал в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».

В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, инкорпорацию можно рассматривать  и как явление настоящее. Показательным  примером в этом отношении может  служить «воссоединение» по форме, а поглощение по сути в 90-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) и Федеративной Республикой Германии (ФРГ). Последнее стало возможным благодаря «перестройке» всей внутренней и внешней политики СССР во главе с М. С. Горбачевым, получившим титул «лучшего немца года» и ставшим почетным гражданином столицы Германии Берлина.

Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в  то же время наиболее распространенной является унитарное государство.

В отечественной и зарубежной юридической литературе ее изучению уделяется огромное внимание. Среди  авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет  принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное  государство и каковы его основные признаки.

Все исследователи исходят  из того, что унитарное государство  — это всегда единое государственное образование.  Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Более сложной, и в то же время менее распространенной формой государственного устройства в современном  мире является федерация. Она является менее распространенной лишь по отношению  к унитарному государству, в относительном  плане, но не по отношению к другим формам государственного устройства в абсолютном плане.

Обращая внимание на это  обстоятельство, отечественные исследователи  отмечали, что «девятая часть государств мира — 21 государство — являются федерациями, в них проживает  около трети населения Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке, Папуа — Новая Гвинея в Океании). Они неодинаковы по характеру социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства.

Каждая из моделей имеет  как позитивные, так и негативные стороны.  И это объективно. С  этим нельзя не считаться.

 

Унитарное государство.

 

Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

1. на территории унитарного государства действует одна Конституция без изъятий или ограничений, так как все административно-территориальные единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержатся принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, компетенции глав государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти;

Информация о работе Формы государства