Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государственного устройства и ее виды…………………..6
2. Особенности форм государственного устройства............................................8
3. Унитарное государство...….……………………………………………….…11
4. Федеративное государство...…….………………………………………….. 15
5. Конфедерация...……………………….……………………………………....23
6.Заключение...….…………………………………………………………......... 25
7.Список литературы...….……………………………………………….……...28

Файлы: 1 файл

курсовая р. - копия (2).docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

2. единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющие подчинительный характер и не противоречащие Конституции, а также центральным органам власти. Действия органов местного самоуправления напрямую подчинены главе государства, правительству, парламенту;

 

3. однопалатный парламент действует в половине государств Европы, таких как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и других. Но существуют и исключения, такие как Франция, Испания, Италия, Польша и другие. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например, Французский парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената;

4. составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

5. унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года, автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет;

6. все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальные единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации). Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

8. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

Принято считать государство  централизованным, если во главе местных  органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные  органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного  унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными  сообществами (областями))4

государства с разно-уровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеративное  государство.

 

Некоторые признаки этой формы  территориального устройства являются (государство подобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня — субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром). Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Например,  США возникли как результат договора между тринадцатью штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное владычество. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты (так возникли, например, Луизиана, Техас), а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова). Некоторые земли Германии представляют собой бывшие монархии (например, Саксония, Бавария), тем или иным способом захваченных Пруссией, которая в прошлом веке "Железом и кровью", как выразился руководивший этим процессом глава ее правительства Отто фон Бисмарк, объединила Германию; землями стали бывшие ганзейские города (Бремен, Гамбург), а ряд нынешних земель был сформирован после второй мировой войны на базе бывших прусских провинций (Бранденбург, Нижняя Саксония).5

Федеративные государства  иногда называются союзными, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия. Федеративная Республика Германия —  Bundesrepublik Deutschland — в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные — Союзный президент (Bundespraesident), Союзный канцлер (Bundeskanzler) и т.д.

Федерализм — по определению  более демократическая форма  организации государства, чем унитаризм, и естественно, что в подавляющем  большинстве случаев федерации  имеют республиканскую форму  правления. Однако есть и исключения. Так,  Объединенные Арабские Эмираты, как видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого государства. Частично сходная ситуация в Малайзии, где часть субъектов федерации  форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-султанов, возглавляющих  другие субъекты федерации. Монархиями являются такие субъекты федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому принципу.

Демократичность федерального территориального устройства заключается  в том, что оно предполагает децентрализацию  власти, ее полицентризм, гарантирующий  от диктатуры. Правда это верно при  том непременном условии, что  федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская федерация, и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает  децентрализованная бюрократическая  диктатура, которая на положении  человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.

Существует ряд теоретических  обоснований федерализма как  предпочтительной системы организации  управления. Так, концепция дуалистического  федерализма, развивавшаяся на раннем его этапе и нашедшая известное отражение в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Это, разумеется, было, идеалистическое представление, от которого реальная власть изначально отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных федеративных государств, в частности, Германия.

В то же время федерация  — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

Так, практически ни одна из действующих ныне федеральных конституций не признает за субъектами федераций права сецессии, то есть права на выход из федерации.

 Так, в отличие от  унитарного государства федеративное  в политико-административном отношении  не представляет собой единого  целого. Оно состоит из территорий  субъектов федерации. Оно - союзное  государство. Государственные образования,  входящие в состав федеративного  государства, могут не являться  государствами в собственном  смысле слова, поскольку они  не обладают полным суверенитетом,  т.е. самостоятельностью и независимостью  по всем вопросам внутренней  и внешней политической жизни.  Степень суверенности может быть  разной. Однако выделяется круг  вопросов, которые не могут быть  решены без участи центральной  власти. Но, во всяком случае, субъекты  федерации наряду с хозяйственной  и социально-культурной самостоятельностью  приобретают и определенную политическую  самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два  уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень  штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства  выражается в создании двухпалатного  союзного парламента, одна из палат  которого отражает интересы субъектов  федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства  вне зависимости от численности  населения. Другая палата формируется  для выражения интересов всего  населения государства, всех его  регионов. В федерации может также  существовать государственный аппарат  и на местном уровне.

Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается  гражданином федерации и гражданином  соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями  государств. Это означает, что объем  прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот  же. В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок  организации, процедуры и предмет  деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец  для построения судебной системы  в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения  судов субъектов федерации или  рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

Главным вопросом любой федерации  является разграничение компетенции  между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит  юридической положение государственных  образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения  в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными  договорами. Поэтому в федерации  реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов  решается на основе трех принципов:

* принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

* принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;

* принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств (например, России) появился и такой способ распределения  компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование  полномочий.

Это делегирование как  бы снимает вопрос о жесткой подчиненности  субъекта федерации центру, свидетельствует  о добровольности распределения  компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Информация о работе Формы государства