Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Файлы: 1 файл

формы правление.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

1. ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

        Признаки  государства,  первоначально   выраженные в  его  предпосылках,  в  ходе исторического  процесса  развиваются  в  форму   государства. 

 

       Форма  государства  - это  его  устройство,  выражающееся  в  характере  политических  взаимоотношений   между  людьми,   между  людьми  и  государством,  между  государством  и  людьми  в  процессе  управления  ими  (политический  режим),  в  способах  организации  высших  органов  государственной  власти  (форма  правления)  и в административно-территориальном делении государства (форма территориального  устройства).

 

Иногда в форму государства  включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим  неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический режим показывает  действительное содержание той  или иной формы государства  (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

 

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

 Среди факторов, влияющих на  форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития  государства; 

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые  идеи;

4. национальный состав населения; 

5. внешние факторы (международное  положение и т. д.).

 Прямо и непосредственно  влияет на установление формы  конкретного государства соотношение  социальных сил, политическая  борьба и её результаты.

 

 

2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

    Форма государственного  устройства  -  это национальное  и административно-территориальное  строение государства, которое  раскрывает характер, взаимоотношений  между его составными частями,  между центральными и местными  органами государственного управления, власти.

 

       В отличии от  форм правления организация государства  рассматривается с точки зрения  распределения государственной  власти и государственного суверенитета  в центре и на местах, их  разделение между составными  частями государства.

 

       Форма государственного  устройства показывает :

 

     -  из каких частей  состоит внутренняя структура  государства;

 

   -  каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов;

 

     -   как  строятся  отношения между центральными и местными государственными органами;

 

     - в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на этой  территории.

 

      

 

     По форме государственного  устройства все государства можно  подразделить на три основные группы :

 

                                     -   унитарное;

 

                                     -   федеративное;

 

                                     -   конфедеративное.

 

 

 

 

 

2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 

 

                                     

 

      Унитарное государство -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.  

 

       Унитарное государство характеризуется следующими признаками :

 

       -  унитарное  устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие  исполнительные, представительные  и судебные                и судебные органы, которые осуществляют  верховное руководство соответствующими  органами;

 

    -  на территории унитарного  государства действует одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство;

 

       -    составные  части унитарного государства  (области,  департаменты, округа, провинции,  графства) государственным  суверенитетом не обладают;

 

         -  унитарное  государство, на территории которого  проживают небольшие по численности  национальности, широко допускает  национальную и законодательную  автономию;

 

        -  все внешние  межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

 

          -   имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

 

      Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

 

   К унитарным государствам  относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

 

 

 

 

 

  

 

2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

 

 

 

    Федерация  -  представляет  собой добровольное объединение  ранее самостоятельных государственных  образований  в одно союзное  государство.

 

  Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.    

 

Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

 

1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

 

2. В союзном  государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным  органам.

 

3. Субъекты  федерации имеют право принятия  собственной конституции, имеют  свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

 

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.

 

5.  При  федеральном государственном устройстве  в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов  федерации.

 

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  федеральные органы. Они официально  представляют федерацию в межгосударственных  отношениях ( США, Бразилия, Индия,  ФРГ и др.).

 

   Федерации строятся по  территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

 

  Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением  государственного суверенитета  субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

 

   2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

                   

 

    Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

 

     При конфедеративном  устройстве государства  -  члены  конфедерации  -  сохраняют свои  суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

 

   В отличии от федеративного  устройства конфедерация характеризуется  следующими чертами :

 

- конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных  и судебных органов, в отличии  от федерации;

 

       -   конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы  налогов, единого государственного бюджета;

 

       -   сохраняет  гражданство тех государств, которые  находятся во временном союзе;

 

        -   государства  могут договориться о единой  денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

 

       Как правило  конфедеративные государства не  долговечны, либо они распадаются,  либо  превращаются в федерацию   Германский союз (1815-1867), Швейцарский  союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

 

  Историческая практика знает  и другие организационные объединения  государств: страны Британского  содружества, СНГ, ЕЭС. Такого  рода содружества не образуют  новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в  такого рода содружествах могут создаваться над государственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

 

    Непонятно будущее у  СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят  в качестве ближайшей перспективы  создание единого государства.  Как в связи с этими событиями  изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения иные суверенных государств.

 

       Сложное  государственное   устройство  предполагает  существование  государства,  включающего  в  себя  другие  государственные  образования. 

 

       Рассматривая  отдельные  формы государственного  устройства,  теория  государства   ничего  не  конструирует,  а   лишь  фиксирует  в  истории   и  современной  действительности  отдельные  их  виды  (классы).  В  результате  выделились  такие  классы  сложных  государств,  как  протекторат, уния и империя:

 

       Под  протекторатом   понимается  международный  договор,  по  которому  одно  государство   обязывается  оказывать  покровительство  другому,  более  слабому  государству,  осуществлять  его  представительство  во  внешних  делах,  обеспечивать  вооруженную  защиту,  а  иногда  оказывать  экономическую  и  культурную  помощь. 

 

       Протекторат   относят  к  числу  разновидностей  государственного  устройства  лишь  по  традиции,  ибо  после  заключения  международного  договора  о  покровительстве  нового  («третьего»)  государства  не  появляется,  а  следовательно,  не  возникает  вопроса  и  о  его  территориальной  организации[6].

 

       Под  унией   понимается  союз,  соединение,  объединение  государств.  Среди   уний  различаются:

Конфедерация

Федерация

Объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии

Фузии

Инкорпорации

империи

 

  Конфедерация -  постоянный  союз  государств,  который  образуется  для  достижения  конкретных  целей (защита  общих  интересов).  Такими  интересами  могут  быть  защита  территории  или,  напротив,  завоевание,  освобождение  от  зависимости  со  стороны  «третьего»  государства  и  т.п.

 

       Вступив  в   конфедеративный  союз,  государство   полностью  сохраняет  свой  суверенитет  и  продолжает  выступать  самостоятельным   субъектом  во  всех  внешних   и  внутренних  делах.  При   таких  условиях  органы  конфедерации  не  имеют  императивной  власти  по  отношению  к  входящим  в  союз  членам,  и  принимаемые  ими  решения   становятся  обязательными  для  вступивших  в  союз  государств  только  после  подтверждения  этих  решений  собственными  органами  власти.  Как  правило,  конфедерация  не  имеет  единой  армии,  законодательных  органов,  единого  гражданства,  единой  системы  налогов,  бюджета,  денежной  единицы.  Конфедерации  следует  отличать  от  коалиций,  являющихся  по  существу  оборонительными  или  наступательными  союзами.  В  отличии  от  них  конфедерация  является  относительно  постоянным  образованием,  имеющим  государственно - правовой  характер  и  конфедеральные  органы  управления  и  распространяющим  свою  власть  не  только  на  внешние  дела.

 

       Примерами   конфедераций  могут  служить   США   в  1776 - 1864 гг.,  Германский  союз  с 1815  по  1867 гг.,  Швейцарский   союз  с 1815г.,  Австро-Венгрия   до  1918 г.  и   др.

Информация о работе Форма государства