Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Файлы: 1 файл

формы правление.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 

4.2 РЕСПУБЛИКА

 

 

 

Республика  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками:

 

1)  выборностью  органов   государственной  власти  на  определенный  срок  и  их  коллегиальным  характером;

 

2)  наличием   выборного   на  определенный  срок  главы   государства; 

 

3)  производным  характером  государственной  власти,  которая  пользуется  властными  полномочиями  не  по  собственному  праву,  а  по  поручению  суверенного  народа;

 

4)  юридической  ответственностью  главы  государства.

 

Она подразделяется на две основные республики:

парламентарную

президентскую

 

     Парламентская республика  -  разновидность современной  формы государственного правления,  при которой верховная роль  в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.

 

    В такой республике  правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

 

       Как правило,  глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

 

  Глава государства в парламентарной  республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты,  назначает главу правительства,  является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д.

 

   Глава правительства (премьер-министр,  председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

 

  Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной  властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

 

 

 

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы  государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства[17].

 

       Наиболее характерные  черты президентской республики :

 

      -  внепарламентский  метод избрания президента и формирования  правительства;

 

       -   ответственность  правительства перед президентом,  а не пе-ред парламентом;

 

     -   более широкие,  чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

 

         Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

 

       Президентская  форма правления в различных  странах имеет свои особенности.  Во Франции президент избирается  всеобщим голосованием. Избранным  считается кандидат, получивший  абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

 

         Характерным  для всех президентских республик,  несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо  совмещает полномочия главы государства  и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

 

         В цивилизованных  странах президентскую республику  отличает сильная исполнительная  власть, наравне с которой по  принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

 

       В странах Латинской  Америки часто встречаются “суперпрезидентские  республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо  контролируемая законодательной  и судебной властью. Это особый  конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

 

    В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и  цели.

 

       По  историческим  периодам  своего  существования   республики  классифицируются  на  античные  (государства - полисы  -  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные),  к  числу  которых  относятся  торгово-промышленные  республики  в  Италии  (Венеция,  Флоренция),  Нидерландах,  России  (Новгородская,  Псковская);  буржуазные,  когда  республиканская  форма  правления  достигает  своего  расцвета,  становясь  способом  политической  организации  гражданского  общества.

 

       Республиканская   форма  правления  появляется  там,  где  речь  идет  о   политическом  объединении  свободных  граждан,  являющихся  самостоятельными  субъектами  хозяйственной  и  общественной  жизни.

 

 

4.3 ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

 

       Особенности   устройства  верховной  власти  тоталитарного  государства   не  охватываются  ни  понятием  монархии,  ни  понятием  республики,  эти признаки  дают  основание для выделения третьего  вида  формы правления -  формы правления тоталитарного государства.

 

       Форма  правления   тоталитарного  государства   обычно  является  извращенной  формой  республики  и  отличается  следующими  признаками:

 

1)  наличием  правящей  партии,  составляющей  ядро  политической  системы  и  играющей  руководящую   роль  в  управлении  всеми   государственными  и  общественными   делами  страны;

 

2)  совпадением  вождя  партии  и  главы  государства  в  одном  лице,  стремящихся  к  пожизненному  сохранению  своих  политических  постов  (в  некоторых  странах  с  тоталитарной  формой  правления  даже  намечалась тенденция  наследственной  передачи  власти,  например,  в   КНДР  и   СРР);

 

3)  наделением  главы  государства   диктаторскими  полномочиями;

 

4)  формальным  характером  партийных   и  государственных  выборов;

 

5)  повышенной  ролью  партийной   и  государственной  бюрократии,  решающей  все  конкретные  дела  общественной  и  государственной  жизни;

 

6)  отсутствием  юридической   ответственности  главы  государства   и  партии[18].

 

      Тоталитаризм  предполагает  функционирование  соответствующего   политического  режима.

 

       Обобщение   исторического  опыта  функционирования   тоталитарных  государств свидетельствует,  что  они  оказываются  достаточно  эффективными  тогда,  когда  страна  развивается  экстенсивно.  В  этом  случае  тоталитарно  устроенная  власть  в  состоянии  обеспечивать  постоянное  привлечение  все  новых  и  новых  человеческих,  сырьевых  и  иных  ресурсов  для  решения  экономических  и  политических  проблем  преимущественно  внеэкономическими, т.е.  политическими  средствами.  Тоталитарно  устроенное  правление успешно  достигает  поставленных  перед  ним  целей,  если действует  по  принципу «результат  любой  ценой».  Когда  же общество  вынуждено  развиваться  интенсивно,  этот  тип  правления  оказывается  малоэффективным,  более  того,  он  превращается  в  препятствие  на пути  прогресса  страны.  Органически  присущая  ему  централизация  управления,  при  которой  команды  принимаются  лишь  на  самом  «верху»,   исключает  квалифицированные  планирование  и  решения,  поскольку  центр в принципе не  может обладать  сколько-нибудь  полной  информацией об  имеющихся на местах  возможностях  конкретных  подходов  к достижению  конкретных  целей.   При отмеченном  органическом  пороке  руководства страной из  единого центра  действие таких существенных  факторов,  как централизованное  распределение материальных  благ,  исключающее личную  заинтересованность  исполнителя,  боязнь  ответственности,  скованность идеологическими догмами и т.д.,  отступали на  второй  план.

 

 

6. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМОВ

 

  

 

       Политические  формы современных государств  складывались в течении нескольких  столетий. Эти формы определялись  в конечном счете экономическим  строем общества, его базисом.  Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

 

        Разнообразие  форм государства еще больше  возросло в результате распада  колониальной системы, когда на  политической карте мира появился  ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

 

        Понятие исторического  типа связывается с установлением  закономерной зависимости классовой  сущности государства и права  от экономических отношений,  которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования  экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                

 

       Проанализируем  некоторые  возможные варианты  форм  посттоталитарного  государства их   особенности   и перспективы.

 

       Парламентская   республика,  скорее  всего,  окажется  недееспособной.  В  парламенте,  сформированном  не  на  партийной,  а   на  индивидуальной  основе,  вряд  ли  сложится  устойчивое  большинство  и  оппозиция.  Фракционная  структура  находится  в  зачаточном  состоянии:  политические  течения  не  устоялись,  фракции  малочисленны,  количество  их  велико,  а  персональный  состав  подвижен,  внутрифракционная  дисциплина  отсутствует,  межфракционные  отношения  нестабильны.  В  таких  условиях  неизбежны  постоянные  правительственные  кризисы (если  правительство  вообще  удастся  сформировать),  частые  смены  кабинета,  а  следовательно,  и  курса.  Общество  может  совсем  потерять  управляемость,  а  там  недалеко  и  до  реставрации  тоталитаризма.

 

       В  президентской   республике  правительство  более   независимо  от  раздираемого  противоречиями  парламента,  а   потому  способно  к  радикальному  реформированию.  Президентская   республика  также  соответствует  традициям  посттоталитарных  обществ,  но  в  этом  и  кроется  ее  основная  опасность.  У  президента  и  правительства  велик  соблазн  не  тратить  время  на  поиски  компромиссов  с  парламентом,  а,  превратив  его  в  чисто  декоративный  орган,  быстро  проводить  реформы.  Но  от  усиления  авторитарности  рукой  подать  до  новой  диктатуры.  И  все  же  при  отсутствии  в  обществе  ясно  выраженных  социально - политических  интересов   и  нормальной  партийной  системы  президентская  республика  кажется  более  предпочтительной,  если  не  единственно  возможной,  формой  посттоталитарного  государства.  Необходимо  лишь,  чтобы  исполнительным  структурам  не  удалось  полностью «подмять»  другие  ветви  власти. 

Информация о работе Форма государства