Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Содержание работы

Понятие и признаки формы государства. Причины многообразия форм государства.
Форма правления и ее виды.
Форма государственного устройства.

Файлы: 1 файл

контрольнвя ТГиП - копия.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

 

 

               Содержание

  1. Понятие и признаки формы государства. Причины многообразия форм государства.
  2. Форма правления и ее виды.
  3. Форма государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и признаки формы государства. Причины многообразия форм государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Вопросы, касающиеся понятия, роли и особенностей форм государства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, помимо всего прочего, во многом создается представление и о самом государстве в целом.

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма.

Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы — значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им рассматривались «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую демократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых,— в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Тирания — самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства — тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель — ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или поли-демократию. Эти формы государства он назвал «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму — тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Форма политического и государственного режимов и их разновидности.

Разновидности государственного режима.

Исторически первым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia - неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограничены, ему принадлежит вся полнота светской и церковной  власти.

В реализации власти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия. Обычно личность деспота обожествляли. Например, в Древнем Китае его называли "сыном неба".

Сходными чертами характеризуется диктаторский режим (от лат. dictatura - неограниченная власть). Следует отметить, что понятие "диктатор" не всегда отождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме (V -I вв. до н. э.) диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на 6 месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.

Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в средневековье (V -XVIII вв.). Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII - XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные монархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, или свергалась революционным народом и на их месте учреждались республики.

Хотя традиционный абсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом ряде стран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т. п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партий запрещена.

Тирания (от греч. tyrannis - единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н. э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическая Конституция Солона.

Во времена античности и средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогда демократия не получила широкого распространения, хотя и переживала период расцвета в Древней Греции - в Афинах в V в. до н. э. Следует отметить, что политическими и гражданскими правами и свободами пользовалось не все население, а только граждане города-государства. Именно они принимали участие в решении всех дел в полисе, собираясь вместе на торговой площади.

Однако существовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровень культуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятие управленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. В средневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождение демократии произойдет лишь в XVIII в., когда Великая Французская революция вновь обратится к ценностям свободы, равенства и братства людей.

Политический режим и его разновидности

Появление политических партий, движений расширило число участников политической жизни, то есть тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять ее. Тогда для обозначения способа (формы) правления вместо понятия "государственный режим" стали использовать понятие "политический режим".

Соотношение диктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и т. п.) в первой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из этого состояния стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм - это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия.

Тоталитарное государство контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии.

Более мягким по средствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas - власть). Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решении и не может контролировать власть.

Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. Наряду с этим, авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране).

В связи с тем, что при авторитарных режимах управление страной осуществляется централизованно и, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важных задач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что они совпадают с интересами правящей верхушки. Так было в Южной Корее, Чили, Сингапуре, на Тайване, которые за короткий исторический срок (20 - 25 лет) добились значительных успехов в экономическом развитии.

Демократия как политический режим вызывает больше всего споров, как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками: 1) народ является источником власти, который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента); 2) конституционное закрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан; 3) наличие оппозиции, то есть партий, не согласных с правящим режимом; 4) существование многопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества; 5) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; 6) осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти.

Для осуществления этого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни, ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет в состоянии "войны" между бедностью и богатством.

Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У. Черчилль (1874 -1965) как-то заметил: "Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные..."

Демократический режим нельзя ввести декретом, приказом. Для этого нужны материальные, социальные, культурные условия. Вероятно с этим связано то обстоятельство, что демократическими сегодня признаны с точки зрения реальных гарантий прав и свобод человека около 30 стран мира из более 200

Информация о работе Форма государства