Правовой режим использования и охраны вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В свое время, исследуя диалектику природы, Ф.Энгельс указывал, что вторжение человека в природные процессы без прогнозирования и учета последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".

Содержание работы

Введение

I.Понятие и сущность правовой охраны вод;

1.1. Вода как объект правовой охраны;

1.2 Понятие правовой охраны вод;

II. Правовое регулирование водопользования;

2.1. Общая характеристика права водопользования;

2.1.2. Понятие "права водопользования";

2.3. Права и обязанности водопользователей;

III. Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод;

3.1. Возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства;

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Юст.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

Представив водные объекты в пользование, государство не утрачивает права собственности на них, хотя водопользователи получают довольно широкие возможности хозяйственной эксплуатации водных объектов или иного их использования. Государство постоянно наблюдает за водопользователями, следит за тем, чтобы они выполняли все те требования, которые связаны с использованием водных объектов.

Водопользователи  могут вступать в отношения с  третьими лицами, но под контролем  государства и при сохранении всех прав и обязанностей водопользователей  по отношению к государству. В  предусмотренных законом случаях  государство может распоряжаться  водами, предоставленными в пользование: изъять их из пользования одних субъектов  и предоставить в пользование  другим.

Итак, специфическая  особенность права водопользования  состоит в том, что его происхождение  обусловлено правом государственной  собственности на воды и что пользование  тем или иным водным объектом всегда осуществляется под эгидой права  государственной собственности  на воды. 
 
 
 
 
 
 

III. Ответственность  водопользователей  за нарушение законодательства  об охране вод 

Предусматривая  развернутую правовую регламентацию  отношений водопользования, государство  добивается строгого соблюдения водного  законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той  области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем  приведения в действие механизма  юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает  исключительно важное значение в  деле защиты права водопользования.

Ответственность за нарушение права водопользования  рассчитана на то, чтобы в необходимых  случаях принуждать водопользователей  к выполнению своих обязанностей перед государством и другими  субъектами права. Вместе с тем она  имеет целью принуждать государственные  органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и  граждан к такому поведению, при  котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных  с организацией использования и  охраны вод в нашей стране.

Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, орга низациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле.

По субъекту различаются правонарушения, совершаемые  самими водопользователями и совершаемые  другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.

К первой группе правонарушений следует отнести  неисполнение водопользователями своих  обязанностей перед государством и  другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех  или иных водопользователей со стороны государственных органов, правомочных регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия водных объектов и т.п., а также со стороны других государственных органов, либо других водопользователей или иных посторонних субъектов.

Данная классификация  видов нарушений права водопользования   имеет  значение для определения конкретных субъектов,   ответственности  и  характера и применяемых к ним санкций.

Если правонарушение заключается в неисполнении обязанностей водопользователем, то последний должен нести имущественную ответственность  перед государством или другими  субъектами, а в установленных  законом случаях он может быть лишен права пользования тем  или иным водным объектом. Кроме  этого в этих случаях могут  быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности  должностные лица, по вине которых  водопользователь не исполнил лежащих  на нем обязанностей.. При условии, если правонарушение повлекло убытки для самого водопользователя - правонарушителя  может быть поставлен вопрос о их возмещении виновными лицами в установленном порядке и в пределах допустимого по закону размера материальной ответственности этих лиц.

Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей посторонними организациями и лицами, то последние  долж ны нести материальную ответственность перед потерпевшим водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В зависимости  от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются  правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности  на воды, правонарушения, связанные  с нарушением порядка рационального  использования и охраны вод, а  также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование  и самовольное производство гидротехнических работ.

Вторая группа правонарушений выражается непосредственно  в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных  вод с превышением установленных  норм; иные случаи загрязнения и  засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и  засорение вод или их вредное  воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений.

К третей группе относятся нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств, строительство новых либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов и т.п.

Каждый из перечисленных  видов нарушений права водопользования  характеризуется присущими ему  специфическими признаками, которые  лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер  ответственности, применяемых к  правонарушителям.

Все виды нарушений  права водопользования перечислены  в Водном кодексе Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года (ст. 74), где указывается  на то, что лица виновные в их совершении несут уголовную или административную ответственность.  

Заключение

В процессе работы над проектом дипломной работы были рассмотрены вопросы права водопользования. Основное внимание было уделено изучению содержания права водопользования, ответственности за нарушение законодательства о водопользовании. В результате рассмотрения этих вопросов мы пришли к следующим выводам.

Каждый здравомыслящий человек обязан заботиться о сохранении природы на земле, ибо речь идет о  сохранении жизни и человеческой цивилизации.

Увеличилось давление человека на планету из-за невиданного  раньше развития промышленности, сельского  хозяйства и транспорта - и природа  взбунтовалась. Покоряя планету, мы забыли, что человек - часть ее.

Современное состояние  экологической проблемы характеризуется  тремя тенденциями:

-         гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первое место общечеловеческие приоритеты, прежде всего право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;

-         экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятия, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;

-         интернационализацией   охраны   окружающей среды. Природа не имеет государственных границ.   Она   едина   в   масштабе   нашей   планеты. Это достояние всех государств и народов. Количество правонарушений в области охраны окружающей   среды   за   последние   годы   возросло.

Это    обусловлено    несколькими    взаимосвязанными причинами:

-         Во-первых, в условиях научно-технического прогресса и всестороннего развития общества значительно расширились масштабы антропогенного воздействия на природу. Увеличилась общая численность населения. Вырос процент городского населения. Усилилась миграция людей. И пространственно и в качественном отношении деятельность людей, связанная с воздействием на природу, стала во много раз более интенсивной. Соответственно увеличилась масса людей, непосредственно втянутая в процессы взаимодействия общества с природой и природной средой. При совокупности этих явлений, если даже относительная величина (коэффициент) экологической правонарушаемости остается неизменной или несколько снижается, абсолютное число экологических правонарушений должно закономерно возрастать.

-         Во-вторых, за последние годы расширилась и продолжает расширяться сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды. Увеличились численно и ужесточились по содержанию конкретные требования, соблюдать которые обязано всевозрастающее число людей. Многие виды деятельности и поведения граждан, еще не так давно считавшиеся правомерными, сегодня на фоне новых экологических требований считаются правонарушениями. Сознание людей до некоторой степени отстает от современных требований, люди еще не привыкли всегда соблюдать новые для них экологические требования.

Есть и другие причины роста правонарушений в  области природопользования - эгоистическая, хищническая направленность отдельных  категорий людей на обогащение в  условиях рыночной экономики, стремление руководителей различного ранга  обеспечить себе хозяйственную и  политическую карьеру, ошибки планирования, безразличие к общественным интересам, общая недисциплинированность некоторых  должностных лиц и граждан  и т.п.

Подавляющее большинство вскрытых экологических правонарушений расценивается как административные правонарушения. Для определения эффективности административной ответственности за нарушение водного законодательства представляется вопрос о реальном исполнении наложенных на правонарушителей взысканий. В настоящее время органы административной юрисдикции не придают должного значения этому вопросу, и поэтому, например, зачастую постановления о наложении штрафов и применении других административно-правовых мер не исполняются по причине истечения срока, либо по другим причинам. В то же время фактор оперативности играет очень важную роль в повышении эффективности мер административной ответственности в области охраны вод. Ведь психологическое воздействие наказания значительно усиливается, если оно следует непосредственно за установлением вины нарушителя. В противном случае факт правонарушения забывается и у общественности создается впечатление о безнаказанности нарушителя. Тем самым снижается эффективность административной ответственности за нарушение водного законодательства. 

Список  используемой литературы:

Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2.     Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1993.

3.     Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995.

4.     Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа,1993.

5.      Экологический кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1993.

6.     Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.. "Юридическая литература", 2001.

7.     Уголовный кодекс Российской Федерации.М., "Инфра",199б.

8.     Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995 г. //Собрание законодательства РФ, 1995, №12, ст.1024.

9.     Закон  РФ «Об охране окружающей  среды» от 10 января 2002 г..

10. Постановление  Правительства РФ от 17 марта 1989г.  №91 "Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РФ".

11. Постановление  КМ РБ №10-44-7 от 22 июня 1989г. "Решение о работе государственного комитета РБ пo охране природы, по улучшению экологической обстановки в республике".  

12. Распоряжение  КМ РБ '№274-р от 11.04.89 "О разработке экологического паспорта района по охране природы".

13. Постановление  КМ РБ №57 от 11.03.91 "О введении платы за загрязнение природной среды и порядке ее применения".

Информация о работе Правовой режим использования и охраны вод