Правовой режим использования и охраны вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

В свое время, исследуя диалектику природы, Ф.Энгельс указывал, что вторжение человека в природные процессы без прогнозирования и учета последствий этого вторжения, приведет к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые он рассчитывал, "но во вторую и третью очередь совсем другое, - непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".

Содержание работы

Введение

I.Понятие и сущность правовой охраны вод;

1.1. Вода как объект правовой охраны;

1.2 Понятие правовой охраны вод;

II. Правовое регулирование водопользования;

2.1. Общая характеристика права водопользования;

2.1.2. Понятие "права водопользования";

2.3. Права и обязанности водопользователей;

III. Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод;

3.1. Возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства;

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Юст.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

Люди должны согласовывать свое поведение с  требованиями познанных объективных  законов природы и подчиняться  им, потому что правильное применение познанных объективных законов  природы заключается: во-первых, в  понимании сущности тех требований, которые вытекают из этих законов  и диктуют людям определенные варианты поведения по отношению  к окружающей природе, и во-вторых, в практическом осуществлении этих требований в процессе управления поведением конкретных лиц, народов.

Требования объективных  законов природы, диктующие людям  определенные варианты поведения в  отношении окружающей среды, именуются  экологическими требованиями, а поведение  людей экологически правильным поведением.

Право, будучи эффективным  регулятором общественных отношений  и регулируя через них непосредственное поведение субъектов общества, способно во взаимодействии с другими средствами управления обществом обеспечить такое  поведение. Установлением обязательных юридических требований, принципов, норм, предписаний, возложений обязанностей совершить конкретные действия или воздержаться от них в определенных условиях, путем представления соответствующих прав и полномочий, посредством запретов и дозволений право может создать такой режим деятельности общества, при котором будет гарантировано его экономическое благополучие в каждый данный исторический период в перспективе.

Охрана вод  представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов  воды на земле. Что касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественнонаучными, техническими, экономическими средствами.

В области взаимодействия общества и природы функции права  проявляются: в законодательном  закреплении объектов природы, подлежащих охране и использованию, в определении  прав и обязанностей природопользователей и закреплении разрешительных мер  по использованию ее богатств.

Совокупность  правовых средств составляет правовую охрану вод. Цели правовой охраны вод  и вытекающие из них основные положения, установленные ст.ст.3,5 Водного Кодекса  РФ, где говорится, что водное обеспечение  в целях обеспечения рационального  использования вод для нужд населения  и народного хозяйства, охрана вод  от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния  водных объектов, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепления законности в  области водных отношений регулируется настоящими Основами, издаваемыми в  соответствии с ним другими актами водного законодательства.

По своему содержанию правовая охрана вод представляет собой  систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:

1) установление  научно-обоснованных правовых требований  по охране вод, регламентирующих  определенные права и обязанности  государственных органов, предприятий,  учреждений, организаций и граждан;

2) проведение  хозяйственно-организаторской работы  по выполнению этих правовых  требований;

3) осуществление  государственного и общественного  контроля за выполнением требований охраны вод;

4) применение  мер ответственности к лицам  и организациям, виновным в нарушении  законодательства об охране вод. 

II. Правовое регулирование  водопользования. 

2.1. Общая характеристика  права водопользования.

Но не все  случаи пользования водой юридически признаются водопользованием. Это зависит  от экономических и хозяйственных  условий, в которых происходит пользование  водой.

Водопользованием  признается пользование водами (водными  объектами), состоящими в собственности  государства. При этом понятие "воды" рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих  в качестве самостоятельного материального  блага в виде водных объектов, использование  которых поддается целенаправленному  регулированию.

Разграничение водопользования и пользования  водой, которое водопользованием не признается, обусловлено установлением  четкой грани между природными запасами воды и добытой водой, отделенной от природной среды. В большинстве  случаев такой гранью служит момент отделения трудом людей некоторой  массы вещества воды от ее природных  запасов.

Так, например, управление городского водопровода, когда оно "как юридическое лицо" при  помощи своих водопроводных сооружений добывает воду из реки или другого  источника, осуществляет водопользование, а предприятия, учреждения, организации  или граждане, получающие воду из водопровода, не осуществляют водопользование и  являются только стороной в гражданско-правовых отношениях с управлением городского водопровода, т.е. с покупателями воды.

Момент добычи воды не всегда проявляется ярко и  отчетливо. На практике возникают сложные  отношения по поводу использования  воды, характе -ризующиеся такой совокупностью признаков, при которых явно проявляется относительность этого критерия, например, при эксплуатации оросительных систем, где подача воды комбинированная по открытому и напорному водопроводу.

Как известно, воздействие  людей на природу проявляется, главным  образом, в труде. В процессе труда  определенная часть материи внешнего мира отрывается от природной среды, изменяет свои первоначальные формы, оказывается  в какой-то степени изолированной  от стихийно действующих сил. Она  представляет собой переработанный трудом материал, по выражению К.Маркса "соединение вещества природы с  человеческим трудом".

Не все предметы труда людей становятся общественными  вещами, так как не отделяются от природной среды. Труд людей может  быть направлен на видоизменение  предметов природы, на преобразование природных условий, и тогда результатом  труда являются искусственно созданные  природные объекты, например, водохранилища. Не смотря на то, что их водный режим  в некоторой степени управляется  людьми, они в значительной степени  находятся под воздействием стихийных  сил природы "осадков, поверхностного и подземного водного стока".

Отсюда следует, что основным базисным критерием  разграничения природы и социальных вещей является отделение, отрыв  трудом людей определенной части  материи от природной среды. Он же лежит и в основе установления грани между природными водными  объектами и товарно-материальными  запасами воды, имеющими стоимостную  оценку.

В сложных случаях, беря за основу базисный критерий, следует  вводить дополнительные критерии с  учетом всех реально существующих условий  и принимать в какой-то мере формальные решения, закрепленные в законе, и  став обязательными, они способствовали бы устранению неопределенности в практической деятельности. В этом проявляется  творческая роль права, не копирующего, не отражающего механически коренные жизненные связи и ситуации, а  вносит организующее начало, закрепляя  в своих нормах осознанные, продуманные  решения, отвечающие интересам нашего общества.

Правовая характеристика понятия "водопользование" требует  рассмотрения вопроса о

том, являются ли водопользованием добыча полезных ископаемых со дна водоемов, прокладка и эксплуатация трубопроводов, линий связи, электропередач и других коммуникаций.

Очевидно, что  такие действия оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, затрагивают условия водопользования  для тех или иных нужд, которое  осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или  истощения водоемов, а потому нуждаются  в правовом регулировании с точки  зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании  природных запасов воды. Но водопользование  часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим  фактором. Поэтому отношения, связанные  с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют  смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание  водопользования, землепользования, пользования  недрами или другими водными  объектами. В связи с существенным влиянием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.

Наряду с указанными видами работ на практике широко распространено пользование водными объектами  как эстетическими средствами - отдых  у моря и т.д. Такие действия не считаются водопользованием, так  как не оказывают воздействия  на состояние водных объектов и не затрагивают условий водопользования  других объектов.

Однако постепенно, по мере того, как усиливается влияние  тех или иных действий на состояние  водоемов и условия пользования ими, эти действия в правовом отношении признаются водопользованием. Таковы купание людей в водоемах,  простейший   водозабор   для   бытовых    нужд,    водопой скота, плавание на лодках и т.п. Все это уже водопользование,  которое,  правда,  не нуждается еще в подробной   законодательной  регламентации,   но   занимает определенное место среди других видов водопользования.

На основании  изложенного, можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:

1) использование  природных запасов воды, состоящих  в собственности государства;

2) использование  самого вещества воды, а также  поверхности водоемов или водной  среды для удовлетворения дозволенных  законом нужд и потребностей;

3) использование  таким способом, при котором происходит  какое-либо воздействие на состояние  водных объектов, либо затрагиваются  условия водопользования других  объектов.  

2.1.2. Понятие "права  водопользования".

Согласно, Водного законодательства Российской Федерации воды являются собственностью государства и предоставляются только в пользование. Следовательно, любое использование вод в нашей стране осуществляется только при сохранении за государством права собственности на них. Использование вод не может осуществляться ни путем передачи их в собственность граждан, общественных организаций или иностранных субъектов, ни путем передачи вод в оперативное управление государственным предприятиям, организациям или учреждениям. Все субъекты права кроме государства могут владеть водами только на правах пользователей.

Воды - это совокупность физико-географических водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных  водоемов и водных источников, подземных  вод, ледников, морей и т.д., которые  составляют единый государственный  водный фонд. Именно эти водные объекты, заключающие в себе определенную часть природных запасов воды, состоят в собственности государства.

Право пользования  водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными  организациями или гражданами или  уста -новление права оперативного управления, строго регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

Так, можно, например, добыть воду из реки или иного источника. Вода при этом может оказаться  собственностью лица или организации, но река или какой-либо источник останется  в собственности государства. Можно  также вложить труд и средства в реконструкцию или создание водного объекта, но этот объект не будет и не может быть собственностью отдельных лиц или организаций. Он будет принадлежать только государству.

Важно отметить, что передача вод в оперативное  управление хозяйствующих субъектов  недопустима, так как право оперативного управления заключает в себе возможность  отчуждения вод и передачу водных объектов в оперативное управление государственным организациям, что  было бы сопряжено с правом этих организаций распоряжаться водными  объектами в гражданско-правовом смысле, т.е. вплоть до перехода права  собственности к иным субъектам. Законодательство Российской Федерации не допускает передачи водных объектов в оперативное управление государственных организаций. Поэтому социальная потребность правового регулирования отношений, складывающихся в связи с использованием водных объектов удовлетворяется при помощи права пользования. В отношениях по использованию вод право водопользования выступает как правовой титул, юридическое основание, показывающее правомерность пользования водным объектом со стороны того или иного предприятия, учреждения или лица.

Право водопользования  регулирует прежде всего отношение между государством как субъектом права государственной собственности на воды и отдельными предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, пользующимися водами. Это право опосредствует отношения между различными водопользователями с одной стороны и всеми другими водопользователями и собственниками вод - с другой.

По водному  законодательству Российской Федерации  пользование водами возможно лишь при  наличии полученного от компетентных государственных органов разрешения, согласия, за исключением случаев, когда  отдельные виды пользования возможны без разрешения в силу общего государственного дозволения, выраженного непосредственно  в законе.

Информация о работе Правовой режим использования и охраны вод