Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Децентрализованные расходы:

  • расходы федеральных унитарных предприятий, в том числе федеральных казённых;
  • расходы унитарных предприятий субъектов РФ;
  • расходы унитарных муниципальных предприятий;
  • расходы бюджетных учреждений.

 

Вопрос № 54. Понятие бюджетных расходов и их классификация.

Бюджетные расходы - это публичные затраты государства или муниципальных образований, на основе которых происходит распределение и использование централизованных фондов денежных средств для обеспечения задач и функций государства.

Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию "расходы бюджета" можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном, юридическом и экономическом. В ст. 6 БК дана материальная характеристика расходов бюджета. Здесь  определяется, что расходы бюджета - это "денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления".

Экономическое содержание расходов проявляется через отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов денежных средств, государства или муниципальных образований по различным направлениям.

Юридическая сторона бюджетных расходов обусловлена тем, что они осуществляются в правовой форме и имеют отличительные особенности, свойственные процессу использования государственных (муниципальных) централизованных денежных фондов.

В данном аспекте расходы бюджета имеют следующие юридические признаки:

  1. бюджетные расходы - это публичная категория, т. к обеспечивают общие потребности и идут на покрытие основных направлений государственной и муниципальной деятельности;
  2. бюджетные расходы в большинстве случаев не подлежат возврату;
  3. бюджетные расходы осуществляются государством или муниципалитетом непрерывно. Для выполнения государством своих функций и задач требует бесперебойного, регулярного и повседневного финансирования;
  4. бюджетные расходы являются финансово-правой категорией, выражающей урегулированные правовыми нормами экономические отношения по поводу распределения и использования денежных средств. 

В БК РФ закреплена бюджетная классификация расходов, согласно которой функциональная классификация расходов - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий передаваемых на иные уровни власти.

Экономическая классификация расходов - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. 

Ведомственная классификация расходов - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей, а также расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям утверждаются ФЗ о федеральном бюджете.  

 

Вопрос 55. Понятие и принципы бюджетного финансирования.

 

   Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

   Бюджетное финансирование - часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

   Бюджетное финансирование осуществляется на основе принципов: безвозвратности, целенаправленности, финансирование в меру выполнения работ, услуг и соблюдение финансовой дисциплины.

   Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое значение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т. д.

   Финансирование в меру выполнения работ, услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Выражением этого принципа являются поквартальные и месячные разбивки расходов.

   Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

 

Вопрос 56. Объекты бюджетного финансирования. Особенности правоотношений в сфере государственных расходов и бюджетного финансирования.

 

   Бюджетное финансирование в РФ выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений.

   Хозяйственные организации свои основные производственные и социальные расходы обеспечивают за счет собственных средств и в меру необходимости привлекают на эти цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законом.

   Государственные бюджетные организации относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей человека. К таким учреждениям и организациям относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и оборона страны.

   В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность дает им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства, и расходуются они внутри данных бюджетных организаций, являясь дополнительным источником финансирования.

 

Вопрос 57. Понятие сметно-бюджетного финансирования, его объекты и порядок.

 

Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере, - социально-культурной, обороны, в области государственного управления.

   Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.

   В бюджетную сферу входят государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, а также социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

   Ст. 70 БК РФ определяет расходы бюджетного учреждения: оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы работника, перечисление страховых взносов в социальные фонды, трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты, оплата товаров по заключенным гос. и муниципальным контрактам.

   Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

 

Вопрос 58. Смета и ее содержание. Порядок составления и утверждения смет бюджетных организаций.

 

Смета - финансовый план организаций и учреждений, получающих денежные средства из соответствующего бюджета для производства расходов, обеспечивающих их функционирование. Смета действует в течение финансового года (1 января - 31 декабря).

   Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

   Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы на централизованно проводимые мероприятия.

   Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отросли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные, которые включаются в соответствующий бюджет.

Смета состоит из статей. Они имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.

   Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Статьи расходов составляются на основе норм расходов. Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются на: обязательные (ставка заработной платы), изменению не подлежат; необязательные (расходы на содержание зданий), изменяются и применяются в соответствии с конкретными условиями субъекта финансирования; материальные - определяют объем материальных средств на единицу измерения расходов; денежные - являются стоимостным выражением материальных норм расходов; индивидуальные предусматривают расходы на одну цель; комбинированные - совокупность индивидуальных норм по определенному показателю.

 

Вопрос 59. Правовой режим государственных внебюджетных фондов.

 

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они управляются органами гос. власти и предназначены для реализации конституционных прав граждан на:

  1. социальное обеспечение по возрасту;
  2. социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца;
  3. социальное обеспечение в случае безработицы;
  4. охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

   Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

   Государственными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

   Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.

   В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления на федеральные, региональные и местные.

   Внебюджетные фонды находятся под контролем финансовых органов. Отчет об исполнении бюджета составляется органом управления фонда и представляется Правительству РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и предоставляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

   Контроль за исполнением бюджетов гос. внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Порядок и сроки представления отчетности гос. внебюджетных фондов, в том числе публикуемых, определяются в соответствии с БК РФ для соответствующих бюджетов.

Вопрос 60. Государственные целевые денежные фонды Правительства РФ.

 

Данные фонды являются разновидностью целевых гос. фондов денежных средств и подразделяются на:

  1. фонды создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете;
  2. фонды создаваемые Правительством РФ в силу федеральных законов, указов Президента и по собственному усмотрению.

Фонды Правительства относятся к экономической группе с характерной чертой формирования доходной части в основном или полностью за счет бюджетных ассигнований.

Гос. фонд Конверсии - полностью формируется за счет средств федерального бюджета и используется на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства фонда предоставляются в порядке кредитов на возвратной основе на срок не более 3 лет под проценты.

Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере. Средства фонда формируются за счет  0,1%  средств, предусмотренных ежегодно федеральным бюджетом на финансирование науки, добровольные взносы физ. и  юр. лиц.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд является гос. некоммерческой организацией, созданной для финансового обеспечения Федеральной программы гос. поддержки малого предпринимательства, участия в финансировании региональных программ, а накже проектов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Источники финансирования фонда: бюджетные ассигнования; средства поступающие от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от собственной деятельности; добровольные взносы физ. и юр. лиц и др. Средства фонда направляются на финансирование мероприятий федеральной программы гос. поддержки малого предпринимательства, финансирование долевого участия фонда в создании и деятельности организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"