Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

В соответствии с ФЗ  РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. налоги в РФ делятся на следующие группы:

- НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ

- НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

- ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

- НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

- НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

- ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

- НАЛОГИ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

При всей многочисленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными. В отличие от налогов, обязательным неналоговым платежам присуща индивидуализированность и  некоторая возмездность, т.к. их взимание обусловлено, например, предоставлением права плательщику на осуществление определенной деятельности или получение юридически значимых услуг. 

В соответствии с ФЗ  РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. к неналоговым платежам относятся:

- ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,  ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: %, дивиденды, арендная плата и т.п.)

- ПОСТУПЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ (доходы в виде финансовой помощи)

- АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина и т.д.)

- ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА (средства, полученные в результате применения мер гражданское правовой,   административной и уголовной ответственности, том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средств, полученные  в  возмещение  вреда,  причиненного РФ,  субъектам РФ, муниципальным образованиям, суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.)

- ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 

 

47. Кредит как источник бюджетных доходов. Понятие и формы государственного кредита.

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит. Само слово «кредит» произошло от латинского «ссуда» -  предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие.

Кредит -- это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов. Одним из основных видов кредита, изучаемых в курсе финансового права, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория -- это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Таким образом, государственный кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами -- с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.

Экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при государственном кредите, как мы выяснили, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погасить кредит, но и выплатить вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. С правовой точки зрения в отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица - в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

С правовой точки зрения государственный кредит -- это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Естественно, что для реализации операций по государственному кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических лиц и граждан. Использование этих средств в госкредитных отношениях позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности, а, следовательно, роль государственного кредита заключается не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов государственного бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты. Поэтому роль государственного кредита достаточно многогранна.

Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному кредиту служат особенности образования доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими лицами и гражданами.

У граждан свободные денежные средства могут образовываться по ряду причин, в частности из-за неравномерности получения заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, социальных выплат, сумм в возмещение ущерба, наследства и т.п. Ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике также может явиться причиной оседания у населения наличных денежных средств. Для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования граждане часто сознательно ограничивают свои текущие потребности, в результате чего у них также могут образовываться значительные денежные сбережения.

У юридических лиц, помимо вышеназванных причин, временно свободные денежные средства образуются из-за сезонного характера производства, длительного производственного цикла, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юридических лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств.

Функционирование государственного кредита предполагает наличие не только временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возможности использования названных средств государством в качестве кредитных ресурсов.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Рост государственного внутреннего долга РФ в начале 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с кризисом в экономической и финансовой сферах, обусловленным перестроечным периодом в развитии страны. Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.  Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

 

48. Особенности правоотношений, складывающихся в сфере государственного кредита. Бюджетная классификация государственных внутренних и внешних заимствований.

ОСОБЕННОСТИ:

1. В отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства, несмотря на то, что государство является заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога. И если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

3. При банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение имеет иногда место при заключении займа. Таковыми, например, были государственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

 

В соответствии с ФЗ  РФ «О БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 15.08.1996 г. (в ред. от 29.06.2004) Бюджетная классификация РФ включает классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"