Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Большое  значение имеют ФЗ о бюджете  соответствующего уровня на текущий финансовый год.

 

 

Вопросы 31,32. Состав бюджетных расходов и доходов. Порядок и принципы распределения доход и расходов.

     В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счёт общих бюджетных ресурсов. Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются между бюджетами.

 

     Распределение доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объёмов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

     Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

     Впервые в РФ бюджетная классификация утверждена законодательным актом - ФЗ РФ «О бюджетной классификации» от 15 августа 1996г. До него она утверждалась Министерством финансов РФ.

     Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп:

А) доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

Б) доходы от государственного имущества и угодий;

В) доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

Г) поступления от личных доходов граждан.

     Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи её с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важная роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

     Закон «О бюджетной классификации» делит доходы бюджета на:

А) налоговые с выделением их видов;

Б) неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).

     Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объёма, перспектив использования.

     В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закреплённые за бюджетом каждого уровня, и регулирующие

     Закреплённые доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твёрдой фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет.

     Доля закреплённых доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современных условиях для нижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом.

     Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, по нормативам, определяемых при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

     Нормативе отчислений утверждает ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определённого уровня или дифференцированными в зависимости от объёма закреплённых доходов и предстоящих расходов. Однако законодательство предусматривает возможность утверждения таких нормативов и на долговременной основе - не менее, чем на три года.

 

     В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заёмные средства.

    К собственным доходам бюджетов отнесены:

1. закреплённые в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов;

2. отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам;

3. дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

     Заёмные средства в доходной части бюджета используются: при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

     Источниками заёмных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

  1. получение органами исполнительной власти процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;
  2. выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;
  3. получение кредита в банке.

     Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными ( от 1 до 5 лет) и долгосрочными ( от 5 до 30 лет).

     Состав доходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям обусловила снижение уровня бюджетного финансирования народного хозяйства. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают значительный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях экономического кризиса они не только не обеспечивают необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем заметно возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.

     Расходная часть бюджетной системы включает расходы на:

  1. содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;
  2. фундаментальные исследования, промышленность, сельское хозяйство;
  3. охрана окружающей среды;
  4. социально-культурную сферу;
  5. науку;
  6. международную деятельность.

     Подробная конкретизация расходов бюджетной системы определена в законе РФ «О бюджетной  классификации», в соответствии с которой ежегодно утверждается представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.

     В законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

     В функциональной классификации содержатся группы расходов, отражающие функции государства.

     Экономическая классификация - это группировка бюджетных расходов по их  экономическому содержанию. В ней выделяются три крупных подразделения: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд внутри страны, государственных кредитов иностранным государствам).

     К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказания государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а  также другие расходы, не включённые в капитальные расходы в соответствии  с бюджетной классификацией.

     Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность,  расширенное воспроизводство, проведение капитального ( восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов или муниципальных образований.

     В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируется особым федеральным законом « О бюджетном развитии РФ».

     Наиболее объёмная по содержанию - ведомственная классификация. Она включает перечень прямых получателем средств из бюджета (министерств, ведомств, государственных комитетов и т.д.), распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Однако в законе РФ ведомственная классификация установлено применительно лишь к федеральному бюджету. А в отношении бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов такая классификация утверждается соответствующими представительными органами субъектов РФ или местного самоуправления.

     Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:

  1. соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления ( по принадлежности);
  2. учёт подчинённости (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании каждого бюджета;
  3. учёт значения некоторых мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

     В связи с усилением роли субъектов РФ и органов местного самоуправления они дополнились принципом самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

     Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти (или местного самоуправления) определяет основные направления расходов соответствующих бюджетов: финансирование народного хозяйства. Социально-культурные мероприятия и др.

     Все эти принципы отражены в законодательстве и находят своё проявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определённый финансовый год.

     Бюджетный кодекс РФ 1998г. более детально регламентирует состав расходов бюджетов. В нём перечисляются расходы, финансируемые:

  1. исключительно из федерального бюджета;
  2. совместно из всех звеньев бюджетной системы;
  3. исключительно из бюджетов субъектов РФ;
  4. исключительно из местных бюджетов.

     Совместное финансирование расходов из разного уровня производится по согласованию соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос 33. Бюджетное регулирование.

    Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяется  метод оказывания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она представляется в следующих формах: дотации и субвенции, создание фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных классовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюджета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или безвозмездных условиях).

     Дотация в бюджетных отношениях - это определённая денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случаях, если закреплённых и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

     Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты на определённый срок для конкретных целей, для выравнивания социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

     Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих представительных органов власти, принимаемых по заявкам получателей субвенции - органов представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

     Закон подразделяет субвенции на 2 вида:

  1. текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование  текущих расходов,
  2. инвестиционные - это направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

     При этом установлены особые условия и порядок предоставления тех и других.

     Общие условия предоставления и использования субвенций заключаются в следующем:

  1. направление субвенций на финансирование конкретных мероприятий;
  2. осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов;
  3. орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение, объём, получателя, порядок и условия предоставления субвенций в соответствии с законодательством РФ;
  4. орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании.

     За нарушение условий предоставления и использования субвенций установлена ответственность. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату  предоставившему её органу в бесспорном порядке в трёхмесячный срок после принятия об этом решения за счёт средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции принимает орган, предоставивший её, не позднее 3-х месяцев после получения отчётности об использовании субвенций или по истечении срока отчётности.

     При нарушении других условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"