Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях -- один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.1 обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, делами планирования и нормирования заработной платы и Контрольные функции в данном случае -- необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материально-трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии enepi в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 н< ря 1996 г.1 До него эта сфера регулировалась в основном правое^ ми актами Министерства финансов или, реже, постановления1 Правительства2. Законодательный акт усиливает правовую ochoi организации бухгалтерского учета.

Согласно Закону бухгалтерский учет --.'это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их Д1 жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.          

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ и осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами*

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе -- право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций.                        .

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общественных единениях» от 19 мая 1995 г.1 они вправе: вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государстве! ной власти и местного самоуправления; представлять и защищай свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.-

Важное значение в условиях формирования рыночных отношений имеет развитие аудиторского финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль -- это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного видов предпринимательской деятельности -- аудиторской деятельности2.

Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государствуй Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать* интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансовой: контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Аудиторская деятельность актам представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и т.п.).                                                                  

"К экономическим субъектам отнесены (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Сюда же входят и аудиторские фирмы, а также самостоятельно работающие аудиторы.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, -- как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии1.

Аудиторы .и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской другой, связанной с ней деятельности. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве Российской Федерации, инициативная -- по решению самого экономического субъекта.

При уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствий ее проведению к нему применяются меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100- до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта -- в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, государственной налоговой службы и налоговой полиции.

 

Вопрос  28. Понятие и функции бюджета.

Термин бюджет происходит от англ. “budget” . Так первоначально назывался мешок с шерстью, на котором восседал спикер парламента в Великобритании, который символизировал все достояние нации. В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах.

По своему материальному содержанию бюджет - это централизованный в масштабах определенного гос-ва или муниципального образования фонд ден. средств, который находится в распоряжении соответствующих органов гос. власти или местного самоуправления. Причем следует учитывать, что материальное содержание бюджета подвижно.

Бюджет как экономическая категория -  это  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фонда денежных средств.

Как правовая категория бюджет - это основной фин. план гос-ва или муниципального самоуправления, роспись его доходов и расходов. БК РФ в ст. 6 определяет бюджет как форму образования и расходования фонда ден. средств, предназначенных для финансирования задач и функций государства.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении РФ. Бюджету государства придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Основные функции бюджета:

      1. Перераспределение ВВП и НД. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
      2. Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
      3. Финансовое обеспечение социальной политики. Социальная направленность бюджетных средств имеет важное  значение. Культура в широком смысле -- один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника -- главной производительной силы общества -- основной показатель экономического прогресса.
      4. Контроль за образованием и использование централизованного фонда денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

В целом бюджет позволяет государству осуществлять свои задачи и функции.

 

№24. Структура бюджета. Бюджетная классификация.

        Структура:     В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.

 Так, согласно ст.6 Бюджетного Кодекса, под доходами бюджета понимается - денежные средства, поступающие в безвозмездном и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.  Доходная часть бюджета формируется в основном за счет законодательно установленных налоговых и неналоговых платежей. Это обеспечивает стабильность поступлений, единые устойчивые условия для субъектов хозяйствования и возможности для проектирования поступлений в бюджет и развития хозяйственной деятельности. Увеличение доходов бюджета может быть достигнуто установления новых источников поступления или расширения  действующей базы доходов. Центральное место в доходах бюджета занимают налоги. Основная проблема  налогообложения  - в том, что чтобы обеспечить финансовые потребности государства и при этом не лишить налогоплательщиков к продолжению и развитию своей деятельности. Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные  процессы, а именно: расширения и обновления производства, создание новых рабочих мест, а также способствовать планируемым структурным изменениям в экономике. Бюджетные доходы помимо налогов включают доходы от использования государственного имущества, доходы государственных предприятий, доходы  от эмиссии бумажных денег и другие поступления. Система бюджетных доходов не постоянна, она зависит от конкретных экономических условий каждой страны. Очевидной  и постоянной особенностью структуры доходов бюджета является определяющий удельный вес в ней  налоговых доходов (до 90%).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"