Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Особая роль в осущ-ии денежной политики на территории России принадлежит ЦБ РФ. Ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля -- основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Конкретные функции ЦБ РФ в области денежного обращения закреплены в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Данный Закон содержит ряд положений определяющих основы регулирования денежного обращения в России. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Введение на территории РФ др. ден. единиц и выпуск ден. суррогатов запрещаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Закон устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. В соответствии с законодательством при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не более пяти лет. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции: а) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; б) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; в) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; г) определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Банк России осуществляет регулирование единого денежного оборота как путем установления определенных нормативов, касающихся непосредственно наличных денег (определяя порядок использования наличных денег, правила ведения кассовых операций и т.д.), так и путем проведения своей учетной политики, операций с ценными бумагами, установления обязательных резервов, депонируемых в Банке России, экономических нормативов для коммерческих банков и другими инструментами и методами.

Принципы организации денежного оборота в РФ определены Указом Президента РФ от 14.07.92 г. Этот Указ уст-ет, что предприятия, орг-ии и учр-ия независ. от их организационно-правовой формы:

- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

  • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
  • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               76. Виды страхования.

В Росси существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Российским законодательством предусмотрено две формы страхования: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.

Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В ст. 929 ГК РФ закрепляется легальное определение договора имущественного страхования, а в ст. 934 - определение договора личного страхования.

По объекту страхования и в соответствии с классификацией видов страховой деятельности оно делится на:

  • имущественное страхование (страхование материальных ценностей);
  • личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
  • страхование ответственности и страхование предпринимательского риска.

Имущественное страхование в свою очередь подразделяют по роду опасности на следующие виды:

  •   страхование от огня и др. стихийных бедствий как строения, оборудование;
  •   страхование сельскохозяйственных культур от засухи и др. стих. бедствий;
  •   страхование от аварий, угона и др. опасностей средств транспорта.

По форме проведения страхование может быть обязательное и добровольное.

Обязательное страхование - одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Оно может выступать  в виде обязательного гос. Страхования, осуществляемого за счет средств бюджета и обязательное страхование осуществляемое за счет средств самих страхователей.

Страховая ответственность по обязательному страхованию возникает автоматически с момента появления объекта страхования и не ограничивается каким -либо периодом и действует до тех пор пока существует страхователь. Сфера обязательного страхования рассчитана на определенный круг страхователей и имеет определенные пределы и формы страховой защиты.

Основным видом обязательного личного страхования осуществляемого за счет средств страхователя является обязательное личное страхование пассажиров. В РФ за счет взносов страхователя осуществляется обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, ж.д., морского, внутреннего водного и авто транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородние экскурсии по линии туристических агентств на время поездки или полета. Не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международного сообщения, ж.д., морского, внутреннего водного и авто транспорта пригородного сообщения, внутригородского водного транспорта, а также автотранспорта на городских маршрутах. Размеры страхового тарифа устанавливаются страхователем по согласованию с Мин. транспорта и утверждаются департаментом страхового надзора Мин. финансов РФ. Сумма страховых платежей вкл. в стоимость билета и взимается с пассажиров транспортное организацией вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров устанавливается в размере 120 МРОТ.

Обязательное гос. страхование осуществляется за счет средств бюджета предусмотренного в частности ФЗ от 28.03.98 №52 «Об обязательном гос. страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальственного состава органов внутренних дел РФ, гос. противопожарной службы, органу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов УИС и сотрудников федеральной налоговой полиции». Объекты данного вида страхования - жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним данным законом лиц. Страховщиком по данному виду страхования может быть страховая компания имеющая лицензию на проведение операций обязательного гос. страхования, выбираемая на конкурсной основе.

Страхователями являются федеральные  органы исполнительной власти, в котором законодательством РФ предусмотрена военная служба, военные сборы, иная служба. Застрахованными лицами являются военнослужащие и приравненные к ним лица.

Выгодоприобретателем помимо застрахованных лиц являются супруг, состоящий в зарегистрированном браке, родители или усыновители застрахованного лица, дедушка и бабушка при отсутствии родителей, отчим или мачеха и дети застрахованного лица.

В заключение следует отметить, что обеспечение всех форм и видов страхования с точки зрения публичного права ведет в целом к реальному обеспечению страховой функции государства, обеспечивает аккумуляцию в страховые фонды денежных средств и, следовательно, более успешному их перераспределению в бюджетную систему.

 

           77. Понятие финансов предприятий, их роль в финансовой системе государства.

 

Финансы предприятий являются звеном финансовой системы и объектом правового регулирования. Они составляют фундамент финансовой системы государства, стабильность которой зависит, прежде всего, от устойчивости финансового положения предприятий. Финансы предприятий образуются в процессе финансовой деятельности предприятий, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов для осуществления своих производственных и социальных задач, а также служат перераспределению в денежные фонды.

Финансы предприятий - представляют собой совокупность экономических денежных отношений связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины. Специфика финансов предприятий заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятий возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг. Созданная в производстве стоимость после ее реализации подвергается распределению, прежде всего внутри самого предприятия.

Распределительные  денежные отношения, составляющие содержание финансов предприятий можно объединить в следующие относительно однородные группы:

  1. Денежные отношения, связанные с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения, которые используются как для удовлетворения производственных потребностей, так могут носить и потребительский характер.
  2. Денежные отношения, складывающиеся между различными предприятиями по поводу актов купли-продажи товароматериальных ценностей, уплаты и получения договорно-штрафных санкций, внесение средств в уставные фонды других предприятий и участие в распределении прибыли, полученной от совместной деятельности с другими предприятиями.
  3. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями и государством, связанные  с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и использование и средств.
  4. Денежные отношения между предприятиями и кредитно-банковской системой по поводу получения и возврата кредита, уплаты %, размещение денежных средств на депозитных счетах и получение % на них.
  5. Денежные отношения между предприятиями и выше стоящими органами и добровольными объединениями предприятии по поводу образования и использования централизованных фондов и резервов.
  6. Денежные отношения между предприятиями и их работниками при осуществлении оплаты по труду.

Экономическая природа финансов проявляется в выполняемых ими функциях:

  1.    Распределительная - связана с формированием и использованием денежных доходов и фондов предприятия
  2.    Контроль за производством, распределением, а также использованием средств денежных доходов и фондов на предприятии.

Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любого государства очень велика. Финансы предприятий всех форм собственности составляют основу финансовой системы государства, т.к. непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, который в сою очередь затем распределяется и перераспределяется посредством финансовой системы государства. Финансы предприятий - основной ресурсовый доходный внутренний источник всех централизованных и децентрализованных фондов государства, что обусловливает их прямую связь с финансовой деятельностью государства.

  Государство влияет на финансовые отношения предприятий, определяя единый порядок формирования ресурсов предприятия, организации фондов предприятия, учет хоз. Деятельности, и осуществляет финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в целом. Финансы предприятий, с одной стороны, являются частью финансовой системы гос-ва, потому что они являются фондовым ресурсовым источником для всех других денежных фондов, образованных гос-ом, в том числе бюджетных и внебюджетных фондов. С другой стороны, ресурсы предприятий часто образуются за счет бюджетных ассигнований (при образовании муниц. унитарных предприятий и казенных предприятий).  

 

Вопрос №78. Понятие денежной системы, её элементы.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране. Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное  регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, денежная система РФ имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного права и нормами финансового права. Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы РФ.

Денежная система состоит из ряда элементов. В России денежная система включает в себя: официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица  РФ - рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены. Деньги - категория экономическая. Деньги определяются как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, который служит всеобщим эквивалентом и представляет собой «кристаллизацию меновой стоимости».

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"