Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.3 КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
3.1 ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

макс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

7) выполнять  законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение  четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов;

9) нести иные  обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, индивидуальные предприниматели обязаны письменно  сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту  жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов - в течение семи дней со дня открытия таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех  случаях участия в российских  и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех  обособленных подразделениях, созданных  на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со  дня создания обособленного подразделения  или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации  или ликвидации организации - в течение трех дней со дня  принятия такого решения.

3. Нотариусы,  занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия таких счетов.

4. Плательщики  сборов обязаны уплачивать законно  установленные сборы и нести  иные обязанности, установленные  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

5. За невыполнение  или ненадлежащее выполнение  возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики,  уплачивающие налоги в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской  Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные  пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются  по формам, утвержденным федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов и сборов.

2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ  И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

Налог на доходы

Статьей 207 Налогового кодекса РФ установлены две категории  плательщиков налога на доходы физических лиц:

физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации;

физические  лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым  ставкам. В этой связи очень важным является уточнение Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ понятия налогового резидента, введенного в статью 207 НК РФ.

В соответствии со ст. 208 НК РФ доходами для целей  исчисления НДФЛ признаются:

доходы от источников в Российской Федерации;

доходы от источников за пределами Российской Федерации.

Перечень доходов, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации, установлен п.1 ст. 208 НК РФ. К таким доходам  относятся:

дивиденды и  проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

страховые выплаты  при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

доходы, полученные от использования в Российской Федерации  авторских или иных смежных прав;

доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

доходы от реализации:

1) недвижимого  имущества, находящегося в РФ;

2) акций или  иных ценных бумаг, а также  долей участия в уставном капитале  организаций;

3) прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;

4) иного имущества,  находящегося в Российской Федерации  и принадлежащего физическому  лицу;

вознаграждение  за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные  выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим  российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные  суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки в Российской Федерации;

доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

выплаты правопреемникам  умерших застрахованных лиц в  случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в  РФ.

Доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося в  Российской Федерации, относятся к  доходам, полученным от источников в Российской Федерации, на основании подпункта 4 п.1 ст. 208 НК РФ.

Необходимо  иметь в виду, что в целях  квалификации источника выплаты  дохода не имеет значения место выплаты  дохода.

В соответствии с п.2 ст. 208 НК РФ для целей исчисления и уплаты НДФЛ не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой товара в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная  выгода, полученная от экономии  на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;

2) материальная  выгода, полученная от приобретения  товаров в соответствии с гражданско-правовым  договором у физических лиц,  организаций и индивидуальных  предпринимателей, являющихся взаимозависимыми  по отношению к налогоплательщику;

3) материальная  выгода, полученная от приобретения  ценных бумаг.

При получении  налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 п.1 ст.212 НК РФ, налоговая база определяется:

1) как превышение  суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

2) как превышение  суммы процентов за пользование  заемными средствами, выраженными  в иностранной валюте, исчисленной  исходя из 9% годовых, над суммой  процентов, исчисленной исходя  из условий договора.

Определение налоговой  базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, установленные подпунктом 3 п.1 ст.223 НК РФ, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный ст.216 НК РФ.

Необходимо  обратить внимание, что сумма материальной выгоды, полученная в беспроцентный  период, предусмотренный в договоре банковского счета в случае предоставления кредита держателю расчетной  карты при недостаточности или  отсутствии на его банковском счете денежных средств, не подлежит налогообложению.

При получении  налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 п.1 ст.212 НК РФ, налоговая база определяется как превышение цены идентичных товаров, реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми" над ценами реализации идентичных товаров налогоплательщику.

При получении  налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученная от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

2.3 КОНТРОЛЬ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ  И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ

Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления налоговыми органами контроля за своевременным внесением налогоплательщиками - физическими лицами налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Ст.85 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Также для осуществления  налогового контроля ст.86 Налогового Кодекса  Российской Федерации устанавливает  обязанность банка при заключении договора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного или иного счета в банке требовать от клиента предъявление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса.

Налогоплательщиками - физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, на которых в соответствии с Налоговым  Кодексом возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и  сборы.

Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы в своей работе по учету физических лиц используют документированную информацию, предоставляемую:

1. индивидуальными  предпринимателями о себе:

2. при подаче  заявления о постановке на  учет в налоговый орган по  месту своего жительства в  течение 10 дней после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или получения лицензии или иного подобного документа на право занятия частной практикой;

Информация о работе Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов