Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.3 КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
3.1 ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

макс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

3. при заявлении  об изменении места своего  жительства в течение пяти  дней с момента такого изменения;

4. при сообщении о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности в срок, не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

5. налоговыми  органами по прежнему месту  жительства при изменении индивидуальным  предпринимателем места своего  жительства;

6. В соответствии со ст.86 Налогового Кодекса

7. органами, регистрирующими  физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица - о физических лицах, которые  зарегистрировались или прекратили  свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 10 дней после выдачи свидетельства о государственной регистрации, его изъятии либо истечения срока действия;

8. органами, выдающими  лицензии, свидетельства или иные  подобные документы физическим  лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы в таком же порядке, как указано выше;

9. органами, осуществляющими  регистрацию физических лиц по  месту жительства, о фактах регистрации  в течение 10 дней после регистрации  указанных лиц;

10. органами, осуществляющими регистрацию рождения и смерти физических лиц, о фактах рождения и смерти физических лиц в течение 10 дней после регистрации указанных фактов;

11. органами, осуществляющими  учет и регистрацию недвижимого  имущества, являющегося объектом налогообложения, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в течение 10 дней после регистрации имущества;

12. органами  опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

13. органами, уполномоченными  совершать нотариальные действия, и нотариусами, осуществляющими  частную практику, о нотариальном  удостоверении права на наследство  и договоров дарения не позднее  пяти дней со дня соответствующего  нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом;

14. другими источниками  в соответствии с законодательством  - о фактах, подтверждающих наличие  возложенной на физическое лицо  обязанности уплачивать налоги  и сборы.

Процедура постановки на учет индивидуального предпринимателя и снятие его с учета в этом качестве производится налоговым органом по месту его жительства и осуществляется на основании, соответственно, Заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, а также других документов, представляемых налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса, и Заявления физического лица о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства. После завершения процедуры постановки на учет по месту жительства индивидуальным предпринимателям выдается документ, подтверждающий факт постановки на учет в налоговом органе - Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Постановка на учет по месту жительства физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основе документированной информации, предоставляемой налоговому органу перечисленными в пунктах 3-6 статьи 85 Кодекса органами, а также на основе документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и сборы и поступающей в налоговый орган от других источников в соответствии с законодательством. После завершения процедуры постановки на налоговый учет этой категории налогоплательщиков пересылается по почте "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства".

Физическим  лицам, поставленным на учет на основе документированной информации по месту  нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, незамедлительно пересылается по почте "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества".

При постановке на учет по месту жительства каждому  налогоплательщику в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

При постановке на учет физического лица по месту  нахождения принадлежащего ему недвижимого  имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, а также при учете сведений по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя применяется ИНН, присвоенный ему при постановке на учет по месту его жительства.

В соответствии с п.4 ст.80 Налогового Кодекса налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. Присвоение ИНН налогоплательщикам - физическим лицам, у которых возникла необходимость указания ИНН в документах, подаваемых в налоговые органы, производится на основании сведений, указанных в Заявлении физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет, при осуществлении процедуры постановки на учет.

Налоговые органы проводят проверки информации в отношении должностных лиц, нарушающих установленный порядок регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Цель проведения проверок: выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых органах, для привлечения их к уплате налогов и сборов и обеспечения принятия к ним установленных законодательством мер ответственности, а также должностных лиц регистрирующих органов, допускающих нарушения установленного порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При проведении работы по выявлению индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от постановки на учет, налоговые инспекции используют информацию, полученную в ходе проверок, проводимых совместно с правоохранительными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

3.1 ОПЫТ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ  ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Налоговые системы  в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

В последние  годы во всех развитых странах произошло  смещение в сторону увеличения удельного веса налога на доходы в структуре бюджета. Так, в США доля налога на доходы в бюджете страны составляет 41%; в Великобритании 45,9%.

В последнее  время наблюдается тенденция  снижения ставок налога на доходы в  большинстве развитых стран.

Налоги в  США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах, их доля составляет всего 28% ВВП, что  порой приводит к дефициту американского  бюджета, который в силу инфляции национальной валюты США в конечном счете покрывается денежной эмиссией.

Индивидуальный  налог на доходы взимается следующим  образом: весь налогооблагаемый доход  разбивается на порции, к каждой из которых применяется соответствующая  из шести ставок - 10, 15, 25, 28, 33 и 35%.

Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные налоги на доходы. Ставки налогов штатов варьируются от 1,4% до 12% и имеют прогрессивный характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам.

Налогом может  облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются  все виды доходов членов семьи  в год. Исчисление налога производиться  следующим образом. Суммируются  все полученные доходы: заработная плата. Доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода,

Из полученного  таким образом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума, чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

В Германии ситуация иная. Согласно концепции "социальной рыночной экономики" государство берет на себя значительные обязательства по социальному обеспечению граждан. Для их финансирования необходимы относительно высокие налоговые отчисления работающих граждан.

Годовой необлагаемый минимум около 7664 евро для одиноких и 15328 евро для семейных пар. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов в 52152 евро для одиноких и 104304 евро для тех, кто состоит в браке. Существуют налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам.

В Германии из текущих  доходов до налогообложения вычитаются средства на поддержание семейного  бюджета одиноких с детьми, дополнительные суммы по обеспечению старости, суммы  скидок, предоставляемых в связи с наличием детей. Через налог на доходы льготируется до 70% расходов, связанных с постройкой собственного дома.

Как и в США, семейные налогоплательщики могут  избрать форму налогообложения  либо как индивидуалов, либо как  семьи в качестве единого налогоплательщика.

Важная особенность  налогообложения физических лиц  во Франции - все доходы налогоплательщика  делятся на восемь категорий:

жалованье, зарплата, пенсии и пожизненные ренты;

вознаграждения  руководителей компании;

промышленные  и коммерческие прибыли;

некоммерческие  прибыли;

сельскохозяйственные  прибыли;

земельная рента;

доходы от оборотного капитала;

доходы от перепродажи  недвижимости, фондовых бумаг, движимого  имущества.

Для каждой из восьми категорий имеется своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при этом вычету подлежат расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.

Ввиду столь  сложной системы различных налоговых  вычетов при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и учета различных существенных факторов, во Франции непосредственным расчетом суммы налога на доходы занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках и методиках расчета по данному налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно в режиме онлайн с определенной долей достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.

В целом налог  на доходы составляет 20% от налоговых  доходов бюджета. В дальнейшем правительство использует поступления от налога на доходы для проведения своей социальной политики - в условиях неразвитости общественных фондов потребления налог на доходы является инструментом стимулирования семьи и оказания помощи малоимущим. Кроме того, на налог на доходы также возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций.

Эти обстоятельства создают сложную систему расчета  налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

Информация о работе Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов