Анализ использования налоговых льгот физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ использования льгот в системе налогообложения физических лиц.
Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические понятия о налогах и налоговых льготах;
2) рассмотреть виды налогов;

Содержание работы

Введение
1. Общие сведения о налогах и налоговых льготах
1.1 Понятие налогов и сборов их виды и функции налогообложения
1.2 Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены
1.3 Налоговые вычеты физических лиц
2. Анализ использования налоговых льгот физических лиц
Заключение
Используемые источники и литература

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 161.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Общие сведения о  налогах и налоговых льготах

1.1 Понятие  налогов и сборов их виды  и функции налогообложения

1.2 Налоговые  льготы: понятие, порядок установления  и отмены

1.3 Налоговые вычеты физических лиц

2. Анализ  использования налоговых льгот  физических лиц

Заключение

Используемые источники и литература

 

Введение

 

Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область всегда является областью острых разногласий между представителями власти – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные ВВП, значительная часть которых лишена общественно значимого характера.

Как справедливо отмечалось специалистами налогового права, вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.

Таким образом, анализ системы налогообложения представляется весьма актуальной и интересной темой с практической точки зрения использования налоговых льгот, а именно, возможность использования налоговых льгот физическими лицами.

Объектом исследования служит система налогообложения РФ.

Цель курсовой работы - провести анализ использования льгот в системе налогообложения физических лиц.

Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть  теоретические понятия о налогах  и налоговых льготах;

2) рассмотреть  виды налогов;

3) рассмотреть  виды льгот, а в частности, льготы  для физических лиц;

4) провести  оценку эффективности использования  налоговых льгот, физическими лицами.

Методами анализа данной работы являются системный и статистический и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается общие понятия о налоговой системе, налогах и налоговых льготах. Вторая глава посвящена анализу использования льгот в системе налогообложения физических лиц.

В процессе написания курсовой работы использовалась литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, информация из сети Интернет по данной теме. За основу взят нормативный материал: Налоговый кодекс I и II части, Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный закон, и другие нормативные акты.

 

1. Общие сведения о налогах  и налоговых льготах

 

1.1 Понятие налогов и сборов  их виды и функции налогообложения

 

Согласно статье 8 НК РФ, законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные  налоги и сборы,

- налоги  и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы);

- местные  налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 НК РФ).

 

1.2 Налоговые льготы: понятие, порядок  установления и отмены

 

Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Ввиду того, что работа над созданием НК РФ не закончена, сегодня наряду с ним в части установления налогов продолжает действовать Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В отношении налогов, установленных этим Законом, действуют общие положения НК РФ, изложенные в его первой части.

Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного - в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей НК РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не могут устанавливать, равно как и отменять, - налоговые льготы (ст.4 НК РФ).

В силу того, что НК РФ продолжает разрабатываться и до момента введения в действие отдельных глав части второй кодекса, при судебном решении налоговых споров суды руководствуются принятыми в установленном порядке нормами закона, касающимися налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Этот порядок закреплен пунктом 15 постановления ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5.

Напомним также, что в силу статьи 5 НК РФ акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, - устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1. По  федеральным налогам - федеральными законами РФ;

2. По  региональным налогам - законодательством субъекта РФ;

3. По  местным налогам - актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Если индивидуальные льготы были предоставлены представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), они действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды налогов приведены в таблице 1.2.1.

 

Таблица 1 - Виды налогов и сборов в РФ

Виды налогов

Федеральные налоги

и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

1. налог на добавленную  стоимость;

-2. акцизы; 3. налог на доходы физических  лиц; 4. единый социальный налог; 5. налог на прибыль организаций; 5.1. сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

5.2. водный налог; 5.3. государственная  пошлина;

6. налог на добычу полезных  ископаемых.

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- налог на имущество организаций.

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.


 

Практически по всем перечисленным налогам существуют налоговые льготы и вычеты. Для физических лиц список видов налогов выглядит менее обширный. Мы сможем увидеть его в следующей главе 2.

 

1.3 Налоговые вычеты физических  лиц

 

Льготы по налогу на доходы физических лиц.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

- стандартных  налоговых вычетов;

- социальных  налоговых вычетов;

- имущественных  налоговых вычетов;

- профессиональных  налоговых вычетов.

Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты доходов, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет, предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.

Информация о работе Анализ использования налоговых льгот физических лиц