Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.3 КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
3.1 ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

макс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЛОГИ С  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ  С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

2.1 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ  И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

2.3 КОНТРОЛЬ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ  И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

3.1 ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТЫХ  СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России, как  и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются  те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налоги с  физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми  ресурсами и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

Потенциал налогов  с физических лиц в современной  налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стали  ведущим источником формирования доходов  бюджетной системы, не оказывают существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

В связи с  вышеизложенным проблема совершенствования  налогообложения физических лиц  является одной из наиболее актуальных проблем для российской финансовой науки и практики налогообложения.

Вместе с  тем, остаются не решенными проблемы рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышения социальной направленности налогообложения. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения физических лиц в Российской Федерации.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать  его. Поэтому главной проблемой  подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Актуальность  выбранной темы обусловлена, тем, что  Правительством РФ в последние годы проводится политика по снижению налогового бремени физических и юридических  лиц с целью повышения эффективности  экономики страны, что требует усовершенствование налогового законодательства. В связи с этим усовершенствованием, в данное законодательство постоянно вносятся дополнения и изменения. Эти нововведения и изменения требуют пристального внимания и изучения со стороны налогоплательщиков и налоговых органов.

Целью данной работы является выработка мероприятий  по совершенствованию системы налогообложения  физических лиц.

Для реализации поставленной цели были определены следующие  задачи:

раскрыть социально-экономическую  сущность налогов с физических лиц и их место в налоговой системе государства:

1.рассмотреть  виды налогов, взимаемых с населения  в современных условиях;

2.исследовать  взаимодействие налогоплательщиков-физических  лиц и налоговых органов;

3.проанализировать  опыт налогообложения физических лиц в развитых странах и возможность его использования в России;

4.определить  проблемы и наметить пути совершенствования  налогообложения физических лиц  в России;

В курсовой работе мною была предпринята попытка разобраться  в действующей налоговой системе России в части налогообложения граждан, выделить основные проблемы и наметить пути совершенствования налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налоги с  населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым  элементом экономических отношений  с момента возникновения государства  и разделения общества на классы. Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта. 

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый  аспект - характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический  аспект - состоит в воспроизводстве  системы государственной власти, в согласовании интересов тех  или иных слоев общества.

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов. Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции.

Функция налога - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют  три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.

Фискальная  функция налогов.

Посредством фискальной функции реализуется главное  общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов, не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами.

Социальная  функция налогов.

Социальная  функция выражается в поддержании  социального равновесия путем изменения  соотношения между доходами отдельных  социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними.

Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами. Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода. На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.

Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т.е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти  налоги обычно являются предметом политической борьбы.

Установление  социально ориентированных налогов ведёт к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета, С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.

Регулирующая  функция налогов

С тех пор, как  государство посчитало необходимым  активно участвовать в организации  хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Эта функция  заключается в том, что через  систему дифференцированных налоговых  ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

- бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;

- государственные инвестиции в экономику;

- прямое субсидирование предприятий в виде дотации или возвратных ссуд;

- введение при необходимости денежно-кредитных ограничений;

- лицензирование;

- законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- налоговая политика

Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит рестрикционную политику, суть которой - в ограничении  выпуска товаров Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ, предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.

Экономическая сущность налогов с населения  выражается в их фискальной и регулирующей функциях.

Существуют  налоги, общие для юридических и физических лиц.

Все налоги, плательщиками  которых выступают физические лица, объединены в три группы:

- налоги, непосредственно взимаемые с населения;

- косвенные налоги, взимаемые с потребителей;

- налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Налогообложение физических лиц является эффективным  инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения  социальной справедливости.

В России стабильной концепции формирования социальной направленности налогообложения, доходов физических лиц не сложилось. Вместе с тем, согласно седьмой статье Конституции РФ: "Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Формирование  социальной направленности налогообложения  доходов физических лиц посредством  их объективной количественной и  качественной оценки, является одним  из важных условий реализации государством социальной функции.

Социальная  функция НДФЛ реализуется посредством  сокращения неравенства в распределении  доходов, воздействия на уровень  доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего  спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью налога на доходы государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.

Информация о работе Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов