Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1 ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.2 ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.3 КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГОВ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
3.1 ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

макс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Регулирующая  функция налогов на доходы физических лиц в решении задач социальной политики в ведущих зарубежных странах получила свое преимущественное развитие после второй мировой войны, когда было осознано влияние налоговой политики на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения и др.

Реформирование  НДФЛ направлено на:

- повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для бедных слоев населения и среднего класса;

- упрощение системы исчисления налога на доходы;

- создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор плательщика;

- устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан;

- содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений;

- улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов подачи и обработки налоговых деклараций.

Кроме этого, реформирование налоговых систем направлено: на расширение базы обложения путем включения доходов ранее освобожденных от налогообложения; снижение прогрессии ставок и сокращение числа разрядов шкалы обложения.

Социальная  функция и направленность налогообложения  характеризуется: размером налогового потенциала; уровнем налоговой нагрузки; удельной налоговой нагрузкой; степенью выравнивания дохода различных категорий налогоплательщиков на принципах социальной справедливости и равенства и др. Действующие в мировой практике классические схемы вертикального и горизонтального выравнивания налогового бремени направлены на обеспечение социальной функции налогообложения.

Критерием оценки эффективности НДФЛ с позиции  социальной направленности служит его  способность решать задачи оптимального перераспределения доходов. Эффективными являются налоги, которые минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Неэффективными - отрицательные последствия, которых превалируют над положительными. При этом, по мнению английского экономиста Р. Клейна, размер перераспределяемой части национального дохода обусловливается прежде всего политическими, а не экономическими факторами.

1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие  совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно  классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений  в бюджеты муниципальных образований  занимает 1 место и является основным налогом с населения, за ним следует  налог на добавленную стоимость - 26,7%.

Основная доля налоговых платежей обеспечена налогами на доходы физических лиц, добавленную  стоимость на товары, реализуемые  на территории РФ, и единым социальным налогом, зачисляемым в федеральный  бюджет.

Основополагающим  документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

1. Физические  лица, имеющие постоянное местожительство  в России. К резидентам относятся  лица, проживающие в России в  общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2. Физические  лица, не имеющие постоянного  местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.

3. Иностранные  личные компании, доходы которых  рассматриваются как доходы их  владельцев. Владельцем личной компании  считается физическое лицо, в  собственности которого находится  любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического  лица не влияет на признание его  плательщиком налога.

Объектом налогообложения  у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

у резидентов - от источников в Российской Федерации  и за ее пределами;

у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные  с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне  удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог  исчисляется и удерживается в  порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате  физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов".

Физические  лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц.

Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.

При налогообложении  доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, и иных доходов состав расходов принимается, согласно составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяемому Правительством РФ. В затраты включаются документально подтвержденные расходы.

При налогообложении  доходов физических лиц, не имеющих в отчетном году места основной работы, сумма полученного ими дохода уменьшается на сумму вычетов и льгот, предусмотренных Законом о налоге на доходы.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

2.1 ПРАВА,  ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по  месту своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от  Министерства финансов Российской  Федерации письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах, от финансовых органов  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  настоящим Кодексом;

5) на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять  свои интересы в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, лично либо через  своего представителя;

7) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки;

9) получать копии  акта налоговой проверки и  решений налоговых органов, а  также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов;

10) требовать  от должностных лиц налоговых  органов и иных уполномоченных  органов соблюдения законодательства  о налогах и сборах при совершении  ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять  неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать  в установленном порядке акты  налоговых органов, иных уполномоченных  органов и действия их должностных  лиц;

13) на соблюдение  и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными актами налоговых  органов или незаконными действиями  их должностных лиц;

15) на участие  в процессе рассмотрения материалов  налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные  НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщикам  гарантируется административная и  судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и  иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную  федеральными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать  законно установленные налоги;

2) встать на  учет в налоговых органах, если  такая обязанность предусмотрена  настоящим Кодексом;

3) вести в  установленном порядке учет своих  доходов и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять  в установленном порядке в  налоговый орган по месту учета  налоговые декларации, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять  в налоговые органы и их  должностным лицам в случаях  и в порядке, которые предусмотрены  настоящим Кодексом, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

Информация о работе Взаимодействие налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов