Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 06:57, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Найдите в тексте российской Конституции нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления. Проанализируйте их. Чем объясняется достаточно внушительный объем конституционного регулирования местного самоуправления в нашем государстве? Нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления закреплены Конституцией РФ в следующих статьях.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

         Задание 1.

Найдите в тексте российской Конституции нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления. Проанализируйте их. Чем объясняется достаточно внушительный объем конституционного регулирования местного самоуправления в нашем государстве?

Нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления закреплены Конституцией РФ в следующих статьях:

Статья 3

2. Народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15

2. Органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы.

Статья 130

1. Местное  самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью.

2. Местное  самоуправление осуществляется  гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы  местного самоуправления.

 Статья 131

1. Местное  самоуправление осуществляется  в городских, сельских поселениях  и на других территориях с  учетом исторических и иных  местных традиций. Структура органов  местного самоуправления определяется  населением самостоятельно.

2. Изменение  границ территорий, в которых  осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения  населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы  местного самоуправления могут  наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.

 Статья 133

 Местное  самоуправление в Российской  Федерации гарантируется правом  на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, запретом на ограничение прав  местного самоуправления, установленных  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами.

Системный анализ российской Конституции дает основания для следующего вывода: наравне с закреплением принципа горизонтального разделения властей (по ст. 10 государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную) Конституция закладывает и принцип вертикального ее разделения (ст. 5, 11, 12). В рамках вертикальной децентрализации власти наряду с государственным центром (общефедеральной надстройкой) и регионами (субъектами федерации) обособляются муниципальные образования.1

Установление Конституцией Российской Федерации 1993 г. основ организации местного самоуправления явилось важной вехой в общественно-политической жизни страны и значительным событием в российской юридической науке. В самом общем виде политико-правовое значение осуществляемой муниципальной реформы связано с переустройством на новых организационных, нормативных и финансово-экономических началах низового звена публичной власти и расширением границ социальной активности граждан, для которых местное самоуправление выступает одной из форм осуществления народовластия. Заостряя внимание на этой особенности проводимых преобразований, Президент Российской Федерации подчеркнул, что эффективное местное самоуправление создает совершенно иную, чем ранее, психологическую атмосферу в обществе — атмосферу конструктивного сотрудничества власти и граждан.2   

Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в настоящее время приобрела первостепенное значение. Как справедливо отметил Президент Российской Федерации, одной из существенных причин неразвитости местного самоуправления в Российской Федерации является "нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления"3.

В ст. 12 Конституции Российской Федерации содержатся принципиальные положения о признании и гарантиях местного самоуправления со стороны государства. Данные нормы не могут быть изменены иначе как посредством принятия новой Конституции Российской Федерации. И это означает, что государство принимает на себя обязательства по обеспечению всех необходимых условий для развития местного самоуправления. Наличие самостоятельной, не находящейся в административной зависимости от государственных органов системы местного самоуправления и обязанности государства обеспечить условия ее нормального развития должны обусловить единственный способ влияния государства на деятельность органов местного самоуправления - правовое воздействие.

Какими причинами объяснить появление конституционной нормы о не включении органов местного самоуправления в систему государственной власти?

Первая причина состоит в стремлении законодателя заложить в Конституции РФ 1993 г. основы реализации качественно новых принципов российской государственности, создать предпосылки и условия возрождения традиционной для дореволюционной России демократии малых территорий. Вторая причина тесно связана с первой. Концепция негосударственной природы местного самоуправления, зафиксированная в российской Конституции, объясняется желанием преодолеть излишнее огосударствление местной власти. Как указывают А. Широков и С. Юркова, введение в Конституцию ст. 12 вызвано стремлением ее авторов максимально оградить самый незащищенный уровень власти от прямого вмешательства государственных чиновников.4 Есть и третье обстоятельство, оправдывающее избранный в Конституции РФ подход. Местное самоуправление возникает при наличии экономических проблем, поэтому отделение местных органов от государства связывается со стремлением государственной власти дистанцироваться от местных социальных и экономических забот и тягот. Заместитель министра РФ по делам национальностей и федеративным отношениям А.Г.Воронин так характеризует эту ситуацию: «Верх властной вертикали начинает сбрасывать свои функции, требующие определенных затрат, только тогда, когда он не в состоянии с ними справиться».5

Принятие новых федеральных актов, регулирующих деятельность местного самоуправления, направлено на более четкое определение пределов самостоятельности муниципальной власти. Данные нормы действительно необходимы для создания эффективной системы управления, в том числе и на местном уровне, но вместе с тем они порождают и определенные проблемы. Прежде всего, эти проблемы связаны с соотнесением соответствующих норм нового законодательства с положениями Конституции Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Система взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления основана на нормах Конституции Российской Федерации, поэтому эти положения не могут корректироваться федеральными законами. И в этом заключается одна из самых главных проблем нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Новый Федеральный закон существенным образом изменяет основы организации местного самоуправления, формы, методы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, и эти изменения могут вступить в коллизию и с нормами Конституции Российской Федерации, и с решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Помимо этого правовые проблемы, связанные с взаимоотношениями государственной власти и местного самоуправления, часто возникают из-за отсутствия системности, согласованности, непротиворечивости в нормативно-правовом регулировании этой сферы. Ряд проблем со вступлением в силу нового Федерального закона, несомненно, будет связан с несовпадением толкования Конституционным Судом прав субъектов Российской Федерации в сфере регулирования местного самоуправления и новыми подходами Федерального закона. Все названные противоречия должны быть выявлены, а их причины - проанализированы. Ряд проблем, связанных с взаимодействием органов государственной власти и местного самоуправления, возникает на практике. Главными из них являются проблемы бюджетного регулирования, вопросы перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

В ст. 3 Конституции Российской Федерации, как известно, закреплен принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Сама категория "народовластия" является достаточно широкой по своему содержанию, поскольку означает, прежде всего, возможность народа, населения страны управлять делами государства как непосредственно, так и через систему специальных органов. Данное положение является основополагающим для объяснения демократической природы местного самоуправления. Осуществление власти на местном уровне, понимаемое как решение местных вопросов, требует наличия постоянно действующих органов местного самоуправления, которые формируются с помощью демократических процедур и находятся под контролем населения. Это и есть один из способов осуществления народом принадлежащей ему власти в Российской Федерации.

Другой базовой нормой Конституции, на которой основано местное самоуправление, является, как уже отмечалось, ст. 12 Конституции Российской Федерации. Этой статьей местное самоуправление признается как одна из основ конституционного строя и гарантируется государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Ряд исследователей оценивают данную норму как свидетельство "осознания" государством "социальной ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти, реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства и ряда других основных прав, позволяющих территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, создающих предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению Федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов"6.

Конституционная норма, содержащаяся в ст. 12, о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", а также нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. свидетельствуют о стремлении отделить органы местного самоуправления от органов государства, показать их общественную природу.7

Следует отметить и тот факт, что право на установление местных налогов и сборов за местным самоуправлением закреплено в ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации. И изъятие этой нормы из Закона 2003 г. никаким образом не повлияло бы на определение функциональных особенностей реализации местной власти, а исключительно - на объем ее компетенции. Что касается закрепления за органами местного самоуправления права на определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, то оно, будучи прямо прописано в той же ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, логически вытекает из ст. 8 Конституции, которая устанавливает принцип признания и равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Субъекты права муниципальной собственности вправе обладать абсолютно теми же правомочиями собственника, что и субъекты права государственной или частной собственности. А к числу этих правомочий, как известно, относится и владение, и пользование, и распоряжение объектами собственности.

Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации в развитие положений основ конституционного строя Российской Федерации установила, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Именно в этом и состоит, как уже отмечалось, социальная функция местного самоуправления. Конституция России назвала и главный субъект местного самоуправления - население. Именно оно, сообщество граждан, проживающее на территории муниципального образования, коллективно должно реализовать свое право на местное самоуправление. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление - как публичная (муниципальная) власть - осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления8.

Конституция Российской Федерации определила территориальные пределы местного самоуправления. Статья 131 установила, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Тем самым Конституция установила поселенческий принцип местного самоуправления, выделив две их главные разновидности - города и села. Именно на этом подходе в полной мере основан новый Федеральный закон 2003 г., который развивает, прежде всего, поселенческие принципы организации местного самоуправления. Вопрос о том, на каких территориях должно осуществляться местное самоуправление, неоднократно рассматривался Конституционным Судом. В целом его правовая позиция заключается в следующем: перечень территорий муниципальных образований является открытым, и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"