Контрольная работа по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие “муниципальное право” — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.
Термины “муниципалитет”, “муниципальное хозяйство” отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины.

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

1)Понятие “муниципальное право” — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

Термины “муниципалитет”, “муниципальное хозяйство” отражали политико-правовое и экономическое своеобразие  исторически сложившейся городской общины.

Слово “муниципалитет” происходит от латинского “Муниц’ипий”-

древнеримская полноправная самоуправляющаяся  городская или сельская община. “Мипиз” по латыни значит тяжесть, тягота, бремя. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время “муниципалитеты” — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.

В законодательстве Российской федерации  термин “муниципальный” применяется  для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитыввать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.

 Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.' устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так  называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область  общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

 

2)Задача.  Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав образованного ими муниципального образования  и обратились в законодательный орган субъекта РФ, с просьбой зарегистрировать его. Законодательный орган отказал на том основании, что данный устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называется сельский сход, создание иных органов местного самоуправления в нём не предусмотрено. Представители жителей села Куликово доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 Кто в данной ситуации прав и почему? Проанализируйте все возможные на практике варианты действия.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, которые обеспечивают самую массовую форму участия  граждан в управлении делами на общегосударственном  уровне и на уровне местного самоуправления, а также общественной жизнью.

Пункт .1, п. 2 ст. 45 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ 
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Гласит- “ Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).”

“Если, для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.”

Вышеизложенная статья, обязывает органы и должностные лица местного самоуправления принимать (издавать) муниципальные правовые акты, необходимые для реализации решения (его конкретизации, определения механизмов реализации и т.п.), принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования и устанавливает сроки подготовки и принятия (издания) данных актов.

Согласно п. 3. ст. 44 устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Про структуру органов месного самоуправления согласно п.5 статьи 34. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено следующее:

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных  территориях вновь образованного  муниципального образования или  в случае создания вновь образованного  муниципального образования путем  преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном  образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в  уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума  или схода граждан по вопросу  определения структуры органов  местного самоуправления вновь образованного  муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии  соответствующей инициативы жителей  вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения  структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о  проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вышеизложенная  статья устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае Закон  закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

1) непосредственно: населением  на местном референдуме, а в  муниципальном образовании с  численностью жителей, обладающих  избирательным правом, не более  100 человек (создание подобных  муниципальных образований согласно  статье 11 настоящего Закона возможно  только на территории с низкой  плотностью населения) - на сходе  граждан.

2) опосредованно: представительным  органом муниципального образования.

В любом случае установленная структура  должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре  органов местного самоуправления.

Согласно данной 5 частью, статьи 34  местный референдум или сход граждан  по вопросу определения структуры  органов местного самоуправления вновь  образованного муниципального образования  проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая  инициатива должна поступить в течение 1 месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.

Вывод из всего вышеизложенного: законодательство российской федерации не предусматривает возможности принятия устава муниципального образования на местном референдуме (это возможно только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек). Следовательно, полномочия по принятию устава и внесению в него изменений и дополнений принадлежат исключительно представительному органу муниципального образования.

Вместе с тем закон предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания.

А вот структуру органов местного самоуправления  вновь образованного  муниципального образования, при наличии инициативы жителей обладающих избирательным правом, определяют на местном референдуме( сходе граждан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Имеет ли право представительный орган муниципального образования отменить постановление главы муниципального образования, если оно противоречит Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ?

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.' Определена компетенция представительного органа муниципального образования. Согласно п. 10. ст.35  комментируемого федерального закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении  главы муниципального образования  в отставку.

Отменить постановление главы  муниципального образования  не входит в компетенцию представительного  органа муниципального образования.

Согласно п. 1 статьи 74

1. Высшее должностное лицо субъекта  Российской Федерации (руководитель  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации) издает  правовой акт об отрешении  от должности главы муниципального  образования или главы местной  администрации в случае:

  1. издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальное право"