Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Трудовое право"

Файлы: 1 файл

зачёт.docx

— 273.11 Кб (Скачать файл)

основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных  трудовых прав и обязанностей;

предусмотренная законодательством  и договором ответственность за нарушение им трудовых обязанностей.

Правовой статус каждого из указанных  видов субъекта трудового права по своему содержанию отличается от статуса других его субъектов. Так, правовой статус работника будет совершенно иной и по правосубъектности, и по содержанию статутных (основных) прав и обязанностей и их юридических гарантий, нежели правовой статус работодателя или других субъектов трудового права.

Различается общий правовой статус субъекта, который предусматривает одинаковые права и обязанности для данного вида субъекта трудового права, работников или работодателей, и специальный правовой статус для конкретного субъекта этого вида, включающий его специальные права в соответствии с дифференциацией трудового права. Специальный статус работника отражает особенности правового регулирования его труда (например, у женщин, несовершеннолетних и т. д.).

15. Работник как субъект трудового права.

Работник – одна из сторон трудового отношения и трудового  правоотношения. Он является носителем  труда, трудовое правоотношение выступает  как правовое опосредование, правовая оболочка трудовой деятельности работника. Как сторона правоотношения работник приобретает правосубъектность.

Правосубъектность в любой  отрасли права, в том числе  и в трудовом праве, включает две  стороны – правоспособность и  дееспособность. Правоспособность означает обладание по закону правами и  обязанностями, а дееспособность –  способность своими действиями приобретать  права и обязанности. В трудовом праве сочетание правоспособности и дееспособности имеет отличительную  особенность. В гражданском праве  правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может  обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью.

Гражданская правоспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. Гражданская  дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Кроме того, лица призванные судом недееспособными  вследствие психического заболевания, тем не менее обладают правами, являются правоспособными. Их права могут  защищать и отстаивать представители. В трудовом праве это невозможно. Только с достижением трудового  совершеннолетия лицо приобретает  трудовые права и обязанности. Работник как субъект трудового права  всегда выступает только в личном качестве. В трудовом праве кто  трудоспособен, тот и дееспособен. Поэтому трудовая правосубъектность  выступает в качестве единой категории  трудовой праводееспособности.

В случаях получения основного  общего образования либо оставления в соответствии с федеральным  законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать  лица, достигшие 15 лет.

С согласия одного из родителей  и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное  от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с  согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в  создании и исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному  развитию.

Трудовая правоспособность прекращается смертью. В любом возрасте гражданин вправе работать. Правда, в отдельных случаях законодательство устанавливает предельный возраст  для выполнения некоторых работ. Так, предельный возраст для нахождения на должности государственной службы установлен в 60 лет, в исключительном порядке допускается продление  пребывания на государственной должности  до 65 лет, но не более. Однако и по достижении 65 лет и позже гражданин вправе работать на должностях и профессиях, для которых предельный возраст  не установлен.

16. Работодатель  как субъект трудового права.  Особенности правового статуса  работодателя-физического лица.

Одной из сторон трудового договора является работодатель. Работодатель – физическое или юридическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры и вступивший в трудовые отношения с работником.

Элементы правосубъектности работодателя:

способность предоставлять работу;

способность оплатить труд работника;

способность нести ответственность по трудовым обязательствам.

Общий правовой статус работодателя закреплен в ст. 22 ТК РФ, и соответствии с которой работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и ил условиях, которые установлены иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; принимать локальные нормативные акты; создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них; и обязан: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, в также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ: предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; исполнять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

17. Профсоюзы как  субъекты трудового права.

Профсоюзы -- наиболее массовая организация грудящихся, созданная  для защиты их социально-экономических  и трудовых прав и интересов.

Субъектом трудового права  является не сама эта массовая организация  работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового- профсоюзного органа организации и заканчивая федеральным -- Советом Федерации  независимых профсоюзов (СФНП) или  другим федеральным профсоюзным  органом.

Профсоюзы действуют в  соответствии с принимаемыми ими  уставами и не подлежат регистрации  в государственных органах. Их органы регистрируются лишь как юридические  лица.

Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но теперь (по новому Кодексу) профсоюзы не могут участвовать  в организации и управлении производством. Однако через них работники могут  осуществлять свое право на участие  в управлении организациями, поскольку  ст. 52 и 53 ТК, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через представительные органы, а  ими являются в первую очередь  профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить  предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Работодатель обязан создавать  условия для осуществления этого  права работников.

Коллективным договором  и социально-партнерским соглашением  может быть предусмотрена более  широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации  обеспечивается администрацией работодателя. [9; с 223]

Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование  здания, помещения, сооружения, сады и  парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и  спортивной работы среди работников данной организации, в том числе  и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.

Профсоюзы как субъекты трудового  права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная  с профсоюзного органа организации, участвующего и создании локальных  норм трудового законодательства, и  в первую очередь по коллективному  договору, и до высших федеральных  профсоюзных органов по социально-партнерским  соглашением. Таким образом, профсоюзы  являются субъектами трудового права  на всех этапах правового регулирования  труда.

Правоспособность профсоюзов возникает с момента регистрации, когда профсоюз приобретает права  юридического лица, хотя ст.225 КЗоТ РФ говорит, что профсоюзы действуют в  согласовании с принимаемыми ими  уставами и не подлежат обязательной регистрации в государственных  органах.

18. Гарантии реализации  прав профессиональных союзов  в сфере трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений.

19. Понятие, формы, уровни, принципы, значение социального партнёрства в сфере труда.

Социальное партнерство  в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального  партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального  партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального  партнерства

Социальное партнерство  осуществляется на:

  • региональном (краевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;
  • отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

20. Субъекты социального  партнёрства.

Субъектами социального  партнерства в сфере труда  выступают: 
1) работники; 
2) работодатели; 
3) представители работников; 
4) представители работодателей; 
5) органы государственной власти; 
6) органы местного самоуправления. 
Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные). Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ). 
21. Коллективные переговоры: понятие, порядок ведения, гарантии и компенсации работникам, участвующих в коллективных переговорах.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"