Шпаргалка по «Трудовому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

вопрос 11 ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Вопрос 12 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
вопрос 13 Социальное партнерство
Вопрос 14 Режим рабочего времени и порядок его установления
вопрос 15 Статья 68. Оформление приема на работу
вопрос 48 Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

Файлы: 1 файл

shpory_po_pravu.docx

— 98.46 Кб (Скачать файл)

вопрос 11

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ  ТРУДА 

   Согласно части первой статьи 72 Трудового кодекса РФ перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя допускается только с письменного согласия работника. Выдвигая инициативу о переводе работника, работодатель может руководствоваться различными мотивами: заполнением вакансий за счет внутренних трудовых ресурсов, освобождением должностей (мест) для занятия их более квалифицированными работниками, перераспределением трудовых функций между работниками, пр.  
 
    Несмотря на то что не всегда причины, побудившие работодателя предложить работнику перевод, являются неблагоприятными, получение письменного согласия работника является обязательным, равно как и составление дополнительного соглашения к трудовому договору. Так, даже если работодатель предлагает работнику перевод на вышестоящую должность или более оплачиваемую работу, согласие работника все равно необходимо.  
 
    Процедура осуществления и оформления перевода зависит от принятой в организации системы кадрового делопроизводства. В большинстве организаций процесс выдвижения инициативы работодателем о переводе работника не формализован, и предложение работнику о переводе оглашается в устном порядке. Хотя такой подход экономит время, более правильной представляется схема, при которой инициатива работодателя выражается письменно.  
 
    В большинстве организаций используется следующая схема выдвижения и оформления инициативы о переводе:

      • инициатор перевода (руководитель структурного подразделения, иное должностное лицо) готовит докладную записку (ходатайство, представление или другой документ), в которой предлагает руководству организации произвести перевод работника и обосновывает необходимость (целесообразность) такого перевода
      • докладная записка (ходатайство, представление, иной документ) направляется в кадровую службу на согласование;
      • кадровая служба после согласования передает докладную записку (ходатайство, представление, иной документ) со своей визой руководителю организации
      • руководитель организации выражает свое решение путем наложения на документ резолюции с поручением "предложить работнику перевод..." или иным способом (например, в бланке представления для решения руководителя может быть отведена специальная графа (место), например, как в нижеприводимом образце представления)
      • на основании решения руководителя кадровая служба готовит отдельное письменное предложение работнику

 

     Бессрочное изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя по причинам, связанным с изменениями условий труда 

 

Вопрос 12

 Порядок рассмотрения  индивидуальных трудовых споров

Статья 383 Трудового  кодекса регулирует общий порядок  рассмотрения трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - это  форма процесса их разбирательства  в данном органе, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

Каждый юрисдикционный орган: КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ (ст. 383-390) и иными федеральными законами.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 Трудового кодекса  РФ и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами для КТС и суда имеются  в виду законы, которые устанавливают  альтернативную подведомственность некоторых  трудовых споров, т.е. работник сам решает, куда обратиться - в вышестоящий  орган или в суд. Следовательно, такой спор не подведомствен КТС.

Часть вторая ст. 383 ТК предусматривает, что особенности  рассмотрения трудовых споров некоторых  категорий работников устанавливаются  федеральными законами. Рассмотрению этого вопроса будет посвящен отдельный параграф. Следовательно, согласно ст. 383 ТК порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут  его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации. Однако последние на практике принимают  ряд законов, которые устанавливают  также альтернативную подведомственность трудовых споров муниципальных служащих - право на обращение за разрешением  возникшего трудового в органы местного самоуправления или в суд[1].


 

вопрос 13

Социальное партнерство

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Целью социального  партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.

Основными формами  социального партнерства в законодательстве закрепляются:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организациями;
  • создание постоянно действующих трехсторонних органов.

Особую роль в системе социального партнерства в сфере труда играет Государственная служба занятости, призванная координировать усилия различных субъектов социально-трудовых отношений: органов государственной власти и управления, местного самоуправления, трудоспособного населения, работодателей и учреждений профессионального образования.

Деятельность службы занятости охватывает самые различные  направления социально-экономической  политики, а ее главные задачи заключаются в оказании содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, предупреждении массовой безработицы, смягчении ее социально-экономических последствий, предоставлении гражданам гарантированной законом социальной поддержки на период вынужденной безработицы.

 

Вопрос 14

Режим рабочего времени  и порядок его установления

Легальное определение  категории «режим рабочего времени» дано законодателем в ч.1 ст.100 ТК РФ. Режим рабочего времени - это распределение времени работы в течение конкретного календарного периода (количество рабочих дней в неделю или другой период, продолжительность и правила чередования смен, время начала и окончания работы, время и продолжительность перерывов).

Термин "режим  рабочего времени" не употреблялся в КЗоТ, хотя и использовался в  других нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, а  также в правовой литературе. Раскрывая  этот термин, Кодекс позволяет отличать режим рабочего времени работников от режима работы организации, указывает  правовые формы, в которых закрепляется режим рабочего времени, и кто  их утверждает[1].

Таким образом, под  режимом рабочего времени понимается распределение времени работы в  течение суток, недели, месяца, другого  календарного периода; порядок распределения  нормы рабочего времени, его начало, конец, перерыв в работе.

Категорию режим  рабочего времени можно охарактеризовать двумя юридически значимыми обстоятельствами. Во-первых, распределением установленной  работнику продолжительности рабочего времени в конкретном календарном  периоде. Во-вторых, установлением порядка  привлечения отдельных работников к работе сверх нормальной продолжительности  рабочего времени.

Заметим, что в  теории трудового права встречаются  критические взгляды на понятие  «режим рабочего времени». Так, Ю.В. Царенко считает данное понятие «заблуждением» законодателя. По мнению автора «более адекватным термином мог бы быть «режим работы». Консервируя «режим рабочего времени» (который также имеет прав на существование, но только отчасти), законодатель иных вариантов вообще не рассматривает, что приводит Трудовой кодекс РФ к одностороннему закреплению только одной системы оплаты труда – оплаты времен работы, а не самой работы»[2]. На наш взгляд, Ю.В. Царенко в своих рассуждениях (пытаясь встать на сторону работодателя) – глубоко заблуждается, смешивая результат работы, и время работы. Поскольку результат работы – более свойственен гражданско-правовым отношениям (например, договору подряда с конкретным результатом) нежели трудовым правоотношениям, в которых именно сам труд является основой и предметом отношений.

Вернемся к рассмотрению правовых основ режима рабочего времени.

Режим рабочего времени  в организации может быть установлен правилами внутреннего трудового  распорядка в соответствии с федеральными законами, действующими в организации  соглашениями, коллективным договором. Следовательно, правила внутреннего  трудового распорядка в части  установления режима рабочего времени  должны соответствовать не только федеральному законодательству, но и действующим  в организации соглашениям и  коллективному договору. При наличии  противоречий правил внутреннего трудового  распорядка федеральному законодательству правоприменитель должен руководствоваться законодательством, а не правилами. Наличие таких противоречий позволяет требовать в суде по месту нахождения организации признания правил внутреннего трудового распорядка в части, противоречащей федеральному законодательству, недействующими. Противоречия правил внутреннего трудового распорядка действующим в организации соглашениям и коллективному договору также должны разрешаться в пользу применения положений названных договоров о труде. Противоречием, которое не позволяет применить правила внутреннего трудового распорядка на законных основаниях, является включение в их содержание положений, умаляющих права работников по сравнению с федеральным законодательством, действующими в организации соглашениями и коллективным договором.

По соглашению работника  с работодателем для отдельных  категорий работников могут вводиться  гибкие, скользящие графики работы. Иногда такие графики вводятся с  учетом специфики работы, коллективным договорами или правилами внутреннего  трудового распорядка.

В соответствии с  ч. 1 ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени в организации может быть определен не только правилами внутреннего трудового распорядка, но и коллективным договором. Коллективный договор в этой части также должен соответствовать федеральному законодательству, а также действующим в организации соглашениям. В коллективном договоре может быть установлен более льготный для работников режим рабочего времени, чем предусмотрен в федеральном законодательстве или в действующих в организации соглашениях. Наличие в коллективном договоре положений, ухудшающих условия труда, гарантированные федеральным законодательством, соглашениями, действующими в организации, не позволяет на законных основаниях применять указанные положения. В подобной ситуации должны применяться положения федерального законодательства, условия действующих в организации соглашений, обеспечивающие для работников более льготный режим рабочего времени.

Акцентируем внимание на том, что ТК РФ в новой редакции (Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-Ф) выделяет еще один правовой инструмент для введения режима рабочего времени  – индивидуальный трудовой договор. Таким образом, трудовое законодательство впервые закрепило, что для работников, режим рабочего времени которых  отличается от общих правил, установленных  у данного работодателя установление режима рабочего времени возможно индивидуальным трудовым договором.


вопрос 15

Статья 68. Оформление приема на работу

[Трудовой  кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 68]

Прием на работу оформляется  приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать  условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику  под роспись в трехдневный  срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись  с правилами внутреннего трудового  распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором

 

16 вопрос

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Статья 383 Трудового кодекса регулирует общий  порядок рассмотрения трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - это форма процесса их разбирательства  в данном органе, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

Каждый  юрисдикционный орган: КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС  регулируется главой 60 Трудового кодекса  РФ (ст. 383-390) и иными федеральными законами.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 Трудового  кодекса РФ и иными федеральными законами, а также гражданским  процессуальным законодательством. Под  иными федеральными законами для  КТС и суда имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, т.е. работник сам решает, куда обратиться - в вышестоящий орган  или в суд. Следовательно, такой  спор не подведомствен КТС.

Часть вторая ст. 383 ТК предусматривает, что особенности  рассмотрения трудовых споров некоторых  категорий работников устанавливаются  федеральными законами. Рассмотрению этого вопроса будет посвящен отдельный параграф. Следовательно, согласно ст. 383 ТК порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут  его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации. Однако последние на практике принимают  ряд законов, которые устанавливают  также альтернативную подведомственность трудовых споров муниципальных служащих - право на обращение за разрешением  возникшего трудового в органы местного самоуправления или в суд[1].

Информация о работе Шпаргалка по «Трудовому праву»